Как научиться учиться?
Как научиться эффективно учиться? Вопрос более, чем актуальный. Мы предлагаем не просто научиться учиться. Предлагаем самостоятельно использовать интенсивные методы обучения. Что же такое - “интенсивные методы обучения”? Основная их идея состоит в том, что учебная информация предъявляется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические “барьеры” усвоения. Один из этих “барьеров”, открытый Г.Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления, другой
- около 500 понятий. Но, при традиционном обучении предъявление учебной информации в объеме, превышающем барьер, влечет много неприятностей и вызывает почти стрессовую реакцию. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычном виде: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности. Все это и обеспечивается в игровых формах обучения, когда на сознательном уровне задаются условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г.Лозанов назвал это явление “гипермнезией” - сверхзапоминанием. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевой игры, приемов самосовершенствования, соревнований, генерации идей и т.д.