Болгарский ученый, доктор наук Г.Лозанов еще в 60-тые годы провел такой эксперимент. Он давал учащимся в течение одного урока различные объемы информации и исследовал как она усваивается. Если предъявить за одно занятие до 20-30 новых понятий, они, как правило, усваиваются. Если предъявить 50 новых понятий - кривая идет книзу. Если предъявить массив информации вдвое больший, то при некоторых условиях кривая усвоения растет. Затем где-то около 250 новых понятий опять наблюдается спад. А затем при увеличении предъявляемого массива кривая усвоения опять растет. Лозанов изучил и обосновал эти барьеры. Первый из них он назвал “Критически-логический”, а второй он назвал “Интуитивно-аффективный”. Вот эти барьеры благодаря существующей системе воспитания и развития человека предохраняют мозг от перегрузки ненужной ему информации. Но нельзя ли эти барьеры преодолеть, когда это нужно? В учебных целях, например? Лозанов разработал специальную методику, которую назвал “Суггестопедия”, в которую воплотилась возможности преодоления этих барьеров. Суггестия - наука о внушении, об использовании неосознаваемых механизмов деятельности мозга. Благодаря специально построенному внушению в игровых формах обучаемые у Лозанова преодолевают эти информационные барьеры. Наилучший результат Лозанова - 1000 новых слов (новых понятий) за один урок обучения при использовании методики суггестопедии. Притом суггестия - внушение у Лозанова используется не в медицинском варианте, известным многим как гипноз. Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя. В данном случае речь идет о суггестии как форме искусства. Вообще, надо сказать искусство обладает суггестивной силой. Например, мы смотрим кинофильм и знаем, что это все - заранее заснятая игра актеров. Но у нас непроизвольно появляются эмоции: радость, смех, иногда выступают и слезы. Вот это и есть суггестивное воздействие искусства!
Мы смотрим картину великого мастера кисти - мы проникаемся колоритом эпохи, представляем себя как бы в этой новой среде. У нас тоже появляются новые эмоции. Это - тоже суггестия! Музыка также действует на нашу подсознательную сферу - это тоже вид суггестивного воздействия! Вот на такого рода суггестивном воздействии строится методика преодоления информационных барьеров, притом в суггестивно-игровых формах.


Чем больше новых понятий в уроке, тем сложнее их усвоить?
Да        Нет        Все не так просто

Критическо-логический барьер обязан нашей критической сущности?
Да         Нет       Сомневаюсь

Интуитивно-аффективный барьер обязан нашей интуиции?
Скорее “нет”            Скорее “да”

Суггестия и есть искусство?
Сомневаюсь    Похоже “да”      Похоже “нет”

Позволяет ли суггестия преодолеть информационные барьеры?
Да        Никогда!       При некоторых условиях


Используются технологии uCoz