Специальность 020400 “ПСИХОЛОГИЯ”
Специализация “Психология управления”
Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.
Форма обучения: - очно-заочная (вечерняя) и заочная
Нормативный срок освоения основной образовательной подготовки: - 3 года (обучение организуется в виде двух учебно-экзаменационных сессий в каждом учебном году продолжительностью 5 недель каждая)
Условия приема.
На учебу принимаются, как правило, лица в возрасте до 45 лет, имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее двух лет.
Руководители федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ направляют в Академию до 15 мая 2002 года предложения по кандидатурам на обучение, а также следующие документы:
КАРТОЧКА АБИТУРИЕНТА
Наименование рекомендовавшей организации
Фамилия______________________________________________________________
Имя___________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Год, месяц рождения____________________________________________________
Пол___________________________________________________________________
Гражданство___________________________________________________________
Образование___________________________________________________________
(какое учебное заведение закончил, в каком году, специальность)
Место работы, должность _______________________________________________________________________
Кем рекомендован на учебу, № исходящего документа_____________________________________________________________
Форма обучения________________________________________________________
Специальность_________________________________________________________
Специализация_________________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________
Контактные телефоны:
служ.___________________________
дом.___________________________
С лицензией № 24Г- 1323 от 1 марта 2001 года и со свидетельством о государственной аккредитации академии от 4 октября 2000 года № 25-1118, выданными Министерством образования Российской Федерации ознакомлен.
“___”_________2002 г. _____________________________
(дата)
подпись
Заполняется рабочей группой Приемной комиссии
рия органи- зации |
терства, федераль- ой орга- низации |
она |
регио- наль- ной органи- зации |
вень долж- ности |
ческая основа обучения |
вания |
ния |
ализа- ции |
|
После предварительного рассмотрения документов Приемной комиссией академии абитуриентам, представившим документы по установленной форме, и в случае соответствия их должностного ранга нормативно-правовым требованиям к обучающимся в академии, направляются вызовы с приглашением для прохождения конкурсных вступительных испытаний.
Абитуриенты сдают один экзамен по экзаменационным билетам с двумя вопросами: по основам государственного и муниципального управления в России и по базовым проблемам предмета избранной специальности (специализации); проходят тестирование по русскому языку, а также по прикладной информатике на уровне пользователя персонального компьютера.
Примерный перечень вопросов по специальности: 020400 – Психология
Специализация: Психология управления
Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 июня 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №31.- Ст.2990
Ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – М., 2000.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М., 2000.
Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. – М., 1999.
Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1998.
Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. – М.: Нижний Новгород, 1995.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Гуманит. фонд “Знание”, 1996.
Психологический словарь. – М., 1999.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3 кн.. – М.: Просвещение: Владос. – 1999-2000.
Общая и прикладная акмеология. Т. 1,2. – М., 2001.
Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 1997.
Зачисление слушателей в академию производится
приказом президента ректора на основе решения Приемной комиссии академии
до 20 августа 2002 года.
Организация учебного процесса:
Лицам, не завершившим обучение по программам высшего
профессионального образования, выдается академическая справка, в которой
отражается объем и содержание изученных дисциплин.
Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
Программа подготовки.
Программа обучения предполагает междисциплинарную, глубокую подготовку специалиста для аналитической, экспертной, консультационной, коррекционной работы с людьми в соответствующей структуре управления, обеспечения психологического сопровождения индивидуальной и командной деятельности, повышение уровня профессионального мастерства в работе с человеческими ресурсами. В этой связи слушатели получают общепрофессиональную и специальную подготовку. Ее базу составляют следующие дисциплины: общая психология, психология труда и инженерная психология, возрастная психология, социальная психология, политическая психология, акмеология, цикл дисциплин по анатомии, физиологии и психофизиологии. Благодаря их изучению слушатели получают знания по основам современной психологической науки. Назначение профилирующего курса “Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы” - углубление психологических знаний, их конкретизация применительно к специфической сфере профессиональной деятельности – государственной службе.
Значительное место отводится прикладной подготовке, которая включает овладение навыками психодиагностики личности, психологического консультирования, современными гуманитарными психотехнологиями, использование психологических факторов в процессе формирования управленческой команды и др. Весомую часть учебного процесса составляют активные формы занятий: деловые игры, практикумы, тренинги, участвуя в которых каждый слушатель сможет освоить навыки использования методов психологии в работе с людьми.
Большинство теоретических и методических разработок,
используемых в учебном процессе, носят авторский характер. Они получены
в ходе теоретических и прикладных исследований, работающих на кафедре ведущих
в психологической науке ученых.
Возможности продолжения образования.
Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 “Психология” подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
Адрес академии: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84
Телефоны отделения заочного обучения: 436-05-18,
436-99-91.
Приложение:
Вопросы к вступительному экзамену по специальности «Психология».
Первый вопрос билета берется из части 1, второй – из части 2.
Часть 1. Вопросы по основам государственного и муниципального управления в Российской Федерации
1 Конституция Российской Федерации основные принципы
и содержание
2 Конституционное разделение власти сущность,
структура, баланс, правовое значение
3 Президент Российской Федерации и его полномочия
4 Законодательная власть в Российской Федерации
правовой статус, полномочия, формы деятельности
5 Система органов исполнительной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
6 Судебная власть в Российской Федерации структура,
полномочия судебных органов
7 Административная реформа в Российской Федерации
цели, механизм осуществления
8 Государственное управление понятие и основные
черты
9 Организация государственного управления в субъектах
Российской Федерации
10 Местное самоуправление правовой статус, особенности
организации и функционирования
11 Формы взаимодействия государственного и муниципального
управления
12 Государственная служба как публичный социально-правовой
институт
13 Экономические реформы в Российской Федерации
цели, механизм осуществления, результаты
14 Сущность демократического правового государства
15 Социальное государство понятие, принципы,
цели деятельности
16 Политическая система в Российской Федерации
в современных условиях состояние и проблемы
17 Федеративные округа Правовой статус полномочного
представителя Президента Российской Федерации в системе власти
18 Государственный совет Российской Федерации
правовой статус, состав, функции
19 Концепция национальной безопасности Российской
Федерации содержание, механизмы обеспечения
20 Основные положения Концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию
21 Информационная безопасность Российской Федерации
сущность, механизмы ее обеспечения
22. Духовно-идеологические процессы в современной
Российской Федерации
23. Особенности федеративного устройства Российской
Федерации и их влияние на структуру государственного и муниципального управления.
24. Права и свободы российских граждан, их правовое
обеспечение.
25. Законодательство Российской Федерации о государственном
и муниципальном управлении.
Литература:
Конституция Российской Федерации.- М.: Юрид. лит.
1993.
Гражданский кодекс Российской Федерации. В 3
ч.- М., 2002.
Об основах государственной службы Российской
Федерации: Федеральный Закон от 31 июля 1995 года // Собрание законодательства
Российской Федерации.- 1995.- № 31.- Ст. 2990.
Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации: Федеральный Закон от 28 августа 1995 года // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995.- № 35,- Ст. 3506.
О полномочном представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от
13 мая 2000 года № 849 // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2000.- № 20.- Ст. 2112.
Перечень федеральных округов: Указ Президента
Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2000.- Хв 20.- Ст. 2112.
О Государственном совете Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 //
Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 36.-Ст. 3633.
О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 года
// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст.
3336. .
Концепция национальной безопасности Российской
Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года
// Собрание законодательства Российской Федерации - 1996,-№ 1. - Ст. 1.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.-№ 15.-Ст. 1572.
Ежегодные Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации.
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления:
Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997.
Государственное регулирование рыночной экономики:
федеральный, региональный и муниципальный уровни. -М.: Изд-во РАГС, 1998.
Государственное управление: основы теории и организации:
Междисциплинарный учеб. /Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статут, 2000.
Емельянов НА Местное самоуправление: проблемы,
поиски, решения. - Тула: ТИГИМУС, 1997.
Комментарий к Конституции Российской Федерации.
- М.: БЕК, 1994.
Настольная книга государственного служащего:
Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской
Федерации». - М.: Экономика, 1999.
Основы современного социального управления: теория
и методология: Учеб, пособие / Под ред. В Н. Иванова. - М.: Высшая школа,
2001.
Часть2. Вопросы по специальности.
Специальность: 020400 - Психология. Специализация:
Психология управления
1. Предмет психологии как науки. Психология в
работе государственных служащих
2. Основные подходы к изучению личности в психологии.
3. Личность государственного служащего как предмет
психологического исследования.
4. Принципы и методы изучения личности.
5. Условия и движущие силы формирования и развития
личности.
6. Самовоспитание и развитие личности.
7. Способности и их проявление в деятельности
государственного служащего.
8. Потребности как