КРАТКИЙ  АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
 
                                                   Автор - составитель  проф. В.Г.Зазыкин
 
 

   «Краткий акмеологический словарь» является методическим обеспечением читаемого на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности авторского спецкурса  «Введение в акмеологию». В нем собраны и систематизированы базовые акмеологические понятия и категории, отражающие  нынешний этап  ее состояния и развития как науки. В первую очередь это касается формулировок целей акмеологии, ее предмета, объекта и задач. Хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемые формулировки являются скорее  категориальным ориентиром, так как поступательное развитие акмеологии постоянно предоставляет новые научные факты, позволяющие осуществлять их уточнение или коррекцию.
 В данном варианте «Краткого акмеологического словаря» представлены   два вида понятий и категорий:  предложенные и обоснованные ведущими специалистами-акмеологами и те, которые отражают авторское видение их акмеологического содержания. Кроме того, некоторые понятия и категории являются авторской  редакцией тех, которые были приняты за основу  на  начальных этапах создания акмеологии. В настоящем варианте можно встретить  и понятия, изложенные в «Психолого-акмеологическом словаре» (отв. ред. К.А.Абульханова и А.А.Деркач), находящемся в настоящее время в печати, в создании которого автор принимал непосредственное участие.
При создании краткого акмеологического словаря мы опирались в первую очередь на теоретические труды основателей акмеологии -  Н.В.Кузьминой, А.А.Деркача, А.А.Бодалева, а так же ведущих ученых акмеологов - Е.Н.Богданова, А.С.Гусевой, А.К.Марковой, Ю.В.Синягина, А.А.Реана и других.
В кратком акмеологическом словаре представлен так же список литературы,  в которой встречались те или иные акмеологические понятия и определения.
Автор будет признателен всем, кто выскажет свои предложения и пожелания, а так же предложит свои варианты акмеологических понятий и категорий.

Акме -  (от греч. АСМЕ - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается что АКМЕ приходится на период взрослости или зрелости человека.

Акмеограмма -  основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному  развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей  и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин).

Акмеолог -  специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология -  наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акметектоника (греч. akme – "вершина, расцвет, зрелость";  tektonike –"строительное искусство, мастерство") –  акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой.  Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме – совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья  субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

 Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием  его саморазвития и  самосовершенствовании.  Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.

Анализ акмеологический -  как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Воздействие акмеологическое -  это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы.  Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью - на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность (А.А.Деркач, А.В.Кириченко).

Гетеростаз -  исходное положение о том, что  многие люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (Л.Хьелл).

Деятельность высокопродуктивная -  характеризуется высокими показателями качества по основным показателям, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности), преследующая положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняющая здоровье субъекта труда и развивающая как профессионала и личность (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Задачи акмеологические -  отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов  как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме;   в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития  личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем  различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.

Закономерности акмеологические -  характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим (Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин).

Законы акмеологические -  личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала;  самовыражении личности в профессии (А.А.Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала  констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопредления, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Знание акмеологическое - это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики.
    Гуманитарный компонент  акмеологического знания  включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания.
    Технологический компонент  акмеологического знания  приравнивается к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков (К.А.Абульханова, И.Н.Семенов).

Зрелость – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.
Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.
В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный  опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость -  исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма  акмеологические -  это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б)  особенными или специфическими, отражающими  содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).

Исследование акмеологическое -  научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии,   осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания.  Акмеологические  исследования могут быть теоретическо-методологическими  и прикладными.  Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Концепции акмеологические -  системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания.  Концепция гуманитарно-технологического развития (А.С.Гусева), нравственного развития личности (Е.Н.Богданов),  субъектогенеза (А.С.Огнев), акмеологического воздействия (А.В.Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В.Г.Зазыкин), профессионализма военных специалистов (Л.Г.Лаптев) и другие.

Компетентность акмеологическая -  категория, предложенная А.К.Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная -  в акмеологическом понимании это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.  Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая -  это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический -   мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными (В.Г.Зазыкин).

Мастерство -  категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».

Метод акмеологический -  совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.

Метод акмеографический -  разновидность акмеологического метода, являющийся  инструментальной реализацией акмеографического подхода, включающий акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Модель акмеологическая -  система объектов и знаков, воспроизводящая  существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Амеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Объект акмеологии - на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое -  способ представления информации, предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания  являются вербальное или лингвистическое (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеологический -  базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический -  система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности, Является развитием профессиоргафического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеоцентрический -  ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам,  при приоритете акмеологических и акмеографических (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Показатели акмеологические -  характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала (В.Г.Зазыкин).

Потенциал личностный -  в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач,  В.Н.Марков).

Предмет акмеологии -  на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и, соответственно, разные исследовательские сферы и практики.  В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах,  самообразования, самокоррекции, самоорганизации.
    В широком понимании  предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования  как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к отимальным путям самореализации.

Профессионал -   в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на  саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Профессионализм личности -  качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для  категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой.

Профессионализм деятельности -  качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе  базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач,  В.Г.Зазыкин).

Развитие личностно-профессиональное  -  это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

Развитие гуманитарно-технологическое - процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие - это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает  содержание развития, а «технологическое» -  процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения (А.С.Гусева).

Самоэффективность -  свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой,  подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Технология акмеологическая -  категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная -  способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности (А.С.Гусева).

Уровень акмеологический -  характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов).

Условия акмеологические -  это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние  акмеологии (В.Г.Зазыкин).

Факторы акмеологические -  основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).

Холизм -  исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только  путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер).
 
 
 

                                                   ЛИТЕРАТУРА

1.  Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., Мысль, 1991.
2.  Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). – М., РАГС, 1998.
3.  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания». - М., Наука, 1977.
4.  Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И, Павлов Б.С.  Методы акмеологических исследований. - М., РАГС, 2000.
5.  Анцыферова Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология личности: новые исследования ( под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского и М.И.Воловиковой). - М., ИП РАН, 1998.
6.  Асеев В.Г.  Личность и значимость побуждений. - М., ИПРАН, 1993.
7.  Бехтерев В.М. Объективная психология. - В. 1-3, СПб, 1907.
8.  Богданов Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. - М., 1995.
9.  Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - Калуга, КГПУ, 2000.
10.  Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - Т 14 - 1993 - №5.
11.  Бодалев А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии - М., 1995, №3.
12.  Бодалев А.А. Изучение взрослого человека - важная задача акмеологической науки. - М., 1996.
13.  Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? - М., РАГС, 1997.
14.  Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., Флинта-Наука, 1998.
15.  Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. – М., МГУ, 1994.
16.  Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. - М., Агентство «КванТ», 1997.
17.  Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., РАУ, 1993.
18.  Деркач А.А., Орбан Л.Э.  Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М., 1995.
19.  Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. - М., РАГС, 1998.
20.  Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К.  Психология развития профессионала. - М., РАГС, 2000.
21.  Деркач А.А. Теоретические проблемы акмеологии / Психология личности: новые исследования (под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловикокой). - М., 1998.
22.  Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки гсударственных служащих. - М., РАГС, 1999.
23.  Деркач А.А., Степанов С.Ю., Семенов И.Н.  Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры  государственных служащих. - М, РАГС, 1998.
24.  Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. - М., МААН, 1997.
25.  Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999.
26.  Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М., РАГС, 2000.
27.  Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. - М., РАГС, 1999.
28.  Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., НИИВО, 1993.
29.  Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы. - Депонир. рук. №275-94. НИИВО.
30.  Зазыкин В.Г. Амеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих (Конспект лекций). - М., РАГС, 1999.
31.  Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной          деятельности: теория, методология, технологии. - М., 1998.
32.  Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., МГУ, 1988.
33.  Климов Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. - №1, 1994.
34.  Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
35.  Климов Е.А. Становление профессионала. - М., Воронеж, 1996.
36.  Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.
37.  Кузьмина Н.В., Реан А.А.  Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, 1993.
38.  Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология сегодня и завтра // Акмеология. - №1, 1994.
39.  Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - Шуя, 1995.
40.  Кузьмина Н.В., Зимичев А.М. Проблемы развития акмеологических наук. - СПб, 1996.
41.  Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. - Автореферат кандидатской диссертации, М., РАГС, 1998.
42.  Михайловский В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. - М., РАГС и ВАД, 1995.
43.  Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. - Воронеж,  ВГУ, 1998.
44.  Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Психодиагностика и акмеография. - Воронеж, 1997.
45.  Основы общей и прикладной акмеологии (под ред. А.А.Деркача). - М., РАГС и ВАД, 1995.
46.  Основы военной акмеологии (под ред. Корчемного П.А., Лаптева Л.Г., Михайловского В.Г.). - М., МО, 1996.
47.  Проблема субъекта в психологической науке (под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой и В.Н.Дружинина). - М., ИП РАН, 2000.
48.  Психология развивающейся личности (под ред. А.В.Петровского). - М., 1987.
49.  Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы (под ред. А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина). - М., РАГС, 1997.
50.  Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы (под ред. А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина). - М., РАГС, 1998.
51.  Психология личности: новые исследования (под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского и М.И.Воловиковой). - М., ИП РАН, 1998.
52.  Психолого-акмеологический словарь (под ред. А.А.Деркача и К.А.Абульхановой-Славской). - М., РАГС (в печати).
53.  Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления ( под ред. А.А.Деркача и Э.А.Манушина). - М., РАГС, 1997.
54.  Развитие социально-перцептивной компетентности личности (материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика РАО Алексея Александровича Бодалева). – М., РАГС, 1998.
55.  Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л., 1990.
56.  Ситников А.П., Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. - М., Луч, 1994.
57.  Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. - М., Социокультурная инициатива, 1996.
58.  Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб, 1995.
59.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - ПИТЕР, СПб, 1997
 


Используются технологии uCoz