«Краткий акмеологический
словарь» является методическим обеспечением читаемого на кафедре акмеологии
и психологии профессиональной деятельности авторского спецкурса «Введение
в акмеологию». В нем собраны и систематизированы базовые акмеологические
понятия и категории, отражающие нынешний этап ее состояния
и развития как науки. В первую очередь это касается формулировок целей
акмеологии, ее предмета, объекта и задач. Хотелось бы подчеркнуть, что
предлагаемые формулировки являются скорее категориальным ориентиром,
так как поступательное развитие акмеологии постоянно предоставляет новые
научные факты, позволяющие осуществлять их уточнение или коррекцию.
В данном варианте
«Краткого акмеологического словаря» представлены два вида понятий
и категорий: предложенные и обоснованные ведущими специалистами-акмеологами
и те, которые отражают авторское видение их акмеологического содержания.
Кроме того, некоторые понятия и категории являются авторской редакцией
тех, которые были приняты за основу на начальных этапах создания
акмеологии. В настоящем варианте можно встретить и понятия, изложенные
в «Психолого-акмеологическом словаре» (отв. ред. К.А.Абульханова и А.А.Деркач),
находящемся в настоящее время в печати, в создании которого автор принимал
непосредственное участие.
При создании краткого
акмеологического словаря мы опирались в первую очередь на теоретические
труды основателей акмеологии - Н.В.Кузьминой, А.А.Деркача, А.А.Бодалева,
а так же ведущих ученых акмеологов - Е.Н.Богданова, А.С.Гусевой, А.К.Марковой,
Ю.В.Синягина, А.А.Реана и других.
В кратком акмеологическом
словаре представлен так же список литературы, в которой встречались
те или иные акмеологические понятия и определения.
Автор будет признателен
всем, кто выскажет свои предложения и пожелания, а так же предложит свои
варианты акмеологических понятий и категорий.
Акме - (от греч. АСМЕ - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается что АКМЕ приходится на период взрослости или зрелости человека.
Акмеограмма - основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин).
Акмеолог - специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.
Акметектоника (греч. akme – "вершина, расцвет, зрелость"; tektonike –"строительное искусство, мастерство") – акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой. Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме – совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.
Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствовании. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.
Анализ акмеологический - как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).
Воздействие акмеологическое - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью - на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность (А.А.Деркач, А.В.Кириченко).
Гетеростаз - исходное положение о том, что многие люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (Л.Хьелл).
Деятельность высокопродуктивная - характеризуется высокими показателями качества по основным показателям, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности), преследующая положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняющая здоровье субъекта труда и развивающая как профессионала и личность (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).
Задачи акмеологические - отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.
Закономерности акмеологические - характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим (Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин).
Законы акмеологические - личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражении личности в профессии (А.А.Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопредления, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.
Знание акмеологическое
- это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую
ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные
и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание
акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением
в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент
акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности
субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность,
гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные
сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность,
человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными
социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание
за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии,
экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики.
Гуманитарный
компонент акмеологического знания включает комплекс сведений
о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической,
социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества,
развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления
и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией,
генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное
гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом,
историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания
становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы,
условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта
деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии
в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент
включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе
за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей
человекознания.
Технологический компонент акмеологического знания приравнивается
к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей
относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается
в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности.
Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности,
перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному
типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные
технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных,
особых навыков (К.А.Абульханова, И.Н.Семенов).
Зрелость – длительный
возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью
(примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон
психического развития.
Ранее считалось, что в
период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное
"плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс.
В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова
и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается.
Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований,
таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного
пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность
к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных
стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др.
Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными
периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает
оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития
в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека:
наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы
в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования.
Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не
совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность
развития.
В контексте акмеологии
зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека,
знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном
и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости,
упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств
человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком
профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости
активность человека как субъекта своего жизненного пути.
Изменчивость - исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.
Инварианты профессионализма акмеологические - это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).
Исследование акмеологическое - научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследования могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).
Концепции акмеологические - системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания. Концепция гуманитарно-технологического развития (А.С.Гусева), нравственного развития личности (Е.Н.Богданов), субъектогенеза (А.С.Огнев), акмеологического воздействия (А.В.Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В.Г.Зазыкин), профессионализма военных специалистов (Л.Г.Лаптев) и другие.
Компетентность акмеологическая - категория, предложенная А.К.Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.
Компетентность профессиональная - в акмеологическом понимании это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.
Компетентность психологическая - это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.
Критерий акмеологический - мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными (В.Г.Зазыкин).
Мастерство - категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».
Метод акмеологический - совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.
Метод акмеографический - разновидность акмеологического метода, являющийся инструментальной реализацией акмеографического подхода, включающий акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм (В.Г.Зазыкин).
Модель акмеологическая - система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Амеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).
Объект акмеологии - на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.
Описание акмеографическое - способ представления информации, предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальное или лингвистическое (В.Г.Зазыкин).
Подход акмеологический - базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.
Подход акмеографический - система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности, Является развитием профессиоргафического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г.Зазыкин).
Подход акмеоцентрический - ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеологических и акмеографических (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).
Показатели акмеологические - характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала (В.Г.Зазыкин).
Потенциал личностный - в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач, В.Н.Марков).
Предмет акмеологии
- на данном этапе ее развития представляет собой закономерности,
психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие
прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям.
Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и,
соответственно, разные исследовательские сферы и практики. В более
узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и
самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах,
самообразования, самокоррекции, самоорганизации.
В широком
понимании предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования
как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности,
профессии, общении, приводящие к отимальным путям самореализации.
Профессионал - в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой.
Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).
Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).
Развитие гуманитарно-технологическое - процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие - это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» - процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения (А.С.Гусева).
Самоэффективность - свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.
Технология акмеологическая - категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.
Технология гуманитарная - способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности (А.С.Гусева).
Уровень акмеологический - характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов).
Условия акмеологические - это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние акмеологии (В.Г.Зазыкин).
Факторы акмеологические - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).
Холизм - исходное
положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить
только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием
реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская
К.А. Стратегии жизни. - М., Мысль, 1991.
2. Акмеология: методология,
методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента
РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). – М., РАГС, 1998.
3. Ананьев Б.Г.
О проблемах современного человекознания». - М., Наука, 1977.
4. Анисимов С.А.,
Деркач А.А., Конюхов Н.И, Павлов Б.С. Методы акмеологических исследований.
- М., РАГС, 2000.
5. Анцыферова Л.И.
Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология
личности: новые исследования ( под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского
и М.И.Воловиковой). - М., ИП РАН, 1998.
6. Асеев В.Г.
Личность и значимость побуждений. - М., ИПРАН, 1993.
7. Бехтерев В.М.
Объективная психология. - В. 1-3, СПб, 1907.
8. Богданов Е.Н.
Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. -
М., 1995.
9. Богданов Е.Н.,
Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - Калуга, КГПУ, 2000.
10. Бодалев А.А.
О предмете акмеологии // Психологический журнал. - Т 14 - 1993 - №5.
11. Бодалев А.А.
О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития
/ Мир психологии - М., 1995, №3.
12. Бодалев А.А.
Изучение взрослого человека - важная задача акмеологической науки. - М.,
1996.
13. Бодалев А.А.,
Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? - М., РАГС, 1997.
14. Бодалев А.А.
Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.
- М., Флинта-Наука, 1998.
15. Брушлинский
А.В. Проблема психологии субъекта. – М., МГУ, 1994.
16. Гусева А.С.,
Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных
служащих: теория, методология, практика. - М., Агентство «КванТ», 1997.
17. Деркач А.А.,
Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.,
РАУ, 1993.
18. Деркач А.А.,
Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной
зрелости личности. - М., 1995.
19. Деркач А.А.,
Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях.
- М., РАГС, 1998.
20. Деркач А.А.,
Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.,
РАГС, 2000.
21. Деркач А.А.
Теоретические проблемы акмеологии / Психология личности: новые исследования
(под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловикокой). - М., 1998.
22. Деркач А.А.,
Зазыкин В.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития
в системе подготовки и переподготовки гсударственных служащих. - М., РАГС,
1999.
23. Деркач А.А.,
Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психолого-акмеологические основы изучения
и развития рефлексивной культуры государственных служащих. - М, РАГС,
1998.
24. Деркач А.А.,
Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального
развития государственных служащих регионального управления. - М., МААН,
1997.
25. Деркач А.А.
Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999.
26. Деркач А.А.
Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические
основы управленческой деятельности. - М., РАГС, 2000.
27. Деркач А.А.,
Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. - М., РАГС, 1999.
28. Зазыкин В.Г.,
Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., НИИВО, 1993.
29. Зазыкин В.Г.
Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические
основы. - Депонир. рук. №275-94. НИИВО.
30. Зазыкин В.Г.
Амеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих
(Конспект лекций). - М., РАГС, 1999.
31. Кириченко А.В.
Акмеологическое воздействие в профессиональной
деятельности: теория, методология, технологии. - М., 1998.
32. Климов Е.А.
Введение в психологию труда. - М., МГУ, 1988.
33. Климов Е.А.
Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология.
- №1, 1994.
34. Климов Е.А.
Психология профессионала. - М., 1996.
35. Климов Е.А.
Становление профессионала. - М., Воронеж, 1996.
36. Кузьмина Н.В.
Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.
- М., 1990.
37. Кузьмина Н.В.,
Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, 1993.
38. Кузьмина Н.В.,
Деркач А.А. Акмеология сегодня и завтра // Акмеология. - №1, 1994.
39. Кузьмина Н.В.
Предмет акмеологии. - Шуя, 1995.
40. Кузьмина Н.В.,
Зимичев А.М. Проблемы развития акмеологических наук. - СПб, 1996.
41. Михайлов Г.С.
Методология и стратегия акмеологического исследования. - Автореферат кандидатской
диссертации, М., РАГС, 1998.
42. Михайловский
В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров.
- М., РАГС и ВАД, 1995.
43. Огнев А.С. Акмеологические
основы профессионального становления государственных служащих. - Воронеж,
ВГУ, 1998.
44. Огнев А.С.,
Гончаров Ю.Н. Психодиагностика и акмеография. - Воронеж, 1997.
45. Основы общей
и прикладной акмеологии (под ред. А.А.Деркача). - М., РАГС и ВАД, 1995.
46. Основы военной
акмеологии (под ред. Корчемного П.А., Лаптева Л.Г., Михайловского В.Г.).
- М., МО, 1996.
47. Проблема субъекта
в психологической науке (под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой и В.Н.Дружинина).
- М., ИП РАН, 2000.
48. Психология развивающейся
личности (под ред. А.В.Петровского). - М., 1987.
49. Психология профессиональной
деятельности кадров государственной службы (под ред. А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина).
- М., РАГС, 1997.
50. Психология и
акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы
(под ред. А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина). - М., РАГС, 1998.
51. Психология личности:
новые исследования (под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского и М.И.Воловиковой).
- М., ИП РАН, 1998.
52. Психолого-акмеологический
словарь (под ред. А.А.Деркача и К.А.Абульхановой-Славской). - М., РАГС
(в печати).
53. Психолого-педагогические
технологии развития профессионального мастерства кадров управления ( под
ред. А.А.Деркача и Э.А.Манушина). - М., РАГС, 1997.
54. Развитие социально-перцептивной
компетентности личности (материалы научной сессии, посвященной 75-летию
академика РАО Алексея Александровича Бодалева). – М., РАГС, 1998.
55. Рыбалко Е.Ф.
Возрастная и дифференциальная психология. - Л., 1990.
56. Ситников А.П.,
Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей:
прикладные психотехнологии. - М., Луч, 1994.
57. Ситников А.П.
Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. - М., Социокультурная
инициатива, 1996.
58. Степанова Е.И.
Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб, 1995.
59. Хьелл Л., Зиглер
Д. Теории личности. - ПИТЕР, СПб, 1997