Научно-педагогический комплекс «Психологические
основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и
их непрерывного образования» представляет совокупность концептуально-методических
разработок (82 опубликованные монографии, учебные пособия, статьи) в области
повышения профессионализма деятельности кадров управления через систему
их непрерывного образования. Теоретико-методологическую базу исследования
составляют положения и выводы психологической и педагогической науки.
В работе впервые выделены и систематизированы
базовые закономерности деятельности кадров управления и разработаны инновационные
технологии повышения ее эффективности и культуры современного руководителя.
Представлены авторские технологии диагностики и коррекции профессиональных
качеств руководителя и их оптимального развития в процессе непрерывного
образования. Это исследование осуществлено на основе междисциплинарного
подхода и синтеза данных социально-психологических, медико-психологических,
психофизиологических, психолого-педагогических, социально-политических
наук.
Исследования творческого коллектива, возглавляемого
А.А.Деркачем, нацелены на разработку фундаментальных психолого-педагогических
проблем подготовки кадров управления в процессе непрерывного образования.
Научная концепция образовательного процесса, развиваемая авторским коллективом,
направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности кадров
управления и базируется на авторских идеях членов творческого коллектива,
а также на достижениях современной психологии, педагогики, акмеологии,
эргономики, социологии, философии.
Разработка методики и дидактики подготовки кадров
управления, основанная на программно-целевой модели обучения, направлена
на подготовку нового поколения управленцев, способных решать задачи реформирования,
обновления общества, используя современные достижения науки, новейшие технологии.
При этом коллектив исходил из принципов профессионализации, демократизации
и гуманизации управленческой деятельности.
Представленная концепция интегрирует современные
достижения психолого-педагогической науки, новейшие образовательные и информационные
технологии, обеспечивающие процесс непрерывного профессионального образования
кадров управления. Конкретное внедрение достижений коллектива осуществлено
в 1990 – 1996 годах и продолжено с учетом дальнейшего творческого развития
авторской концепции в последующие (1997 – 1999) годы.
Разработка этой концепции осуществлялась на
различных уровнях: философско-методологическом, научно-теоретическом, предметно-дидактическом,
инновационно-технологическом, социально-управленческом, учебно-образовательном.
На философско-методологическом уровне осуществлялась
разработка данной концепции в контексте взаимодействия основных научно-методологических,
теоретических, аксиологических (ценностных) ориентаций, присущих современному
обществоведению и человекознанию. Естественнонаучная составляющая обеспечения
профобразования кадров управления и повышения их готовности к профессиональной
деятельности реализуется через диагностику и коррекцию их здоровья с использованием
медико-психологических технологий психофизиологической саморегуляции. Гуманитарная
направленность концепции реализуется в ориентации на социокультурные ценности
российского общества, определяющие менталитет кадров управления, что обеспечивается
посредством использования инновационных технологий их профессионального
и личностного развития. Новые технологии обучения реализуются через компьютеризацию
процесса профессионального образования государственных служащих, разработку
программы дистантного обучения, а также через компьютерный мониторинг динамики
их психических состояний и развития профессионально важных качеств в процессе
непрерывного образования.
На научно-теоретическом уровне разработаны теоретические
принципы, концептуальные модели и обобщены психологические знания о структуре,
механизмах, закономерностях, способах развития и оптимизации управленческой
и педагогической деятельности. Эти принципы послужили концептуальной основой
для разработки реализующих их инновационных технологий и предметно-дидактических
средств профессионального образования кадров управления.
На предметно-дидактическом уровне проведена
адаптация базовых учебных дисциплин, к процессу непрерывного профессионального
образования государственных служащих, разработаны профильные инновационные
спецкурсы и спецпрактикумы по психологии, акмеологии и педагогике развития.
Это отражено в разработанных авторским коллективом учебных программах,
учебниках, учебных пособиях, учебно-методических материалах и рекомендациях,
направленных на повышение эффективности профессионального образования кадров
управления.
На предметно-дидактическом уровне построена
психолого-педагогическая модель подготовки кадров управления, опирающаяся
на профессиограмму управленческой и педагогической деятельности и предполагающая
поэтапное и последовательное формирование необходимых профессионально важных
качеств в ходе обучения специалистов в сфере управления.
Осуществлена разработка психолого-педагогических
подходов к обучению и повышению квалификации кадров управлении с учетом
содержания их профессиональной деятельности и специфики обучения взрослых
учащихся (опора на обширный профессиональный и социальный опыт обучающихся,
использование в теоретических курсах и практических занятиях проблемных
ситуаций из профессиональной деятельности обучающихся и др.). Намечен и
апробирован ряд методических рекомендаций по психологическому сопровождению
учебного процесса, включающему собеседование при входном контроле и на
последующих этапах обучения, мониторинговое выявление динамики начального
и последующего профессионального обучения. На основе отбора и анализа содержания,
методов и форм профессионального обучения строится целостная, психолого-педагогически
обоснованная дидактическая система подготовки и повышения квалификации
кадров управления.
На инновационно-технологическом уровне модифицированы
традиционные и разработаны оригинальные инновационные психотехнологии профессиональной
деятельности субъектов управленческих кадров.
На социально-управленческом уровне проведено
внедрение концепции и разработанных на ее основе методов в профессиональную
деятельность кадров управления на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях государственной службы в целях повышения ее эффективности и результативности.
На учебно-образовательном уровне на основе программно-целевой
концепции осуществлена разработка иерархии целей и задач обучения; освоение
новейших психологических знаний, навыков их применения в процессе решения
управленческих задач, личностного развития специалиста. Разработаны критерии
эффективности и результативности обучения: приращение профессиональных
знаний; владение научно обоснованными методами решения профессиональных
задач; рост психологической готовности к профессиональной деятельности,
повышение самооценки. Эти средства внедрены в педагогическую практику профессионального
обучения, повышения квалификации, профпереподготовки руководящего состава
и кадрового резерва в системе государственной службы федерального, регионального
и муниципального уровней. Разработанные авторами инновационные психотехнологии
внедрены также с целью оптимизации в различные виды современного образования:
базового-вузовского, дополнительного управленческого, профессионально-педагогического,
а также бизнес-образования.
Таким образом, разработанная психолого-интегративная
концепция профессионального образования кадров управления базируется на
результатах проведенного авторским коллективом психолого-акмеологического
изучения закономерностей и механизмов управленческой деятельности, их психолого-педагогического
использования для построения и апробирования инновационно-образовательных
технологий, которые были включены в учебные программы и пособия, применяемые
в практике непрерывного образования кадров управления и государственных
служащих в различных регионах Российской Федерации.
Заключение
В условиях становления Российской государственности,
реформирования общественных и экономических отношений весьма актуальным
является изучение психологических особенностей профессиональной деятельности
кадров управления и разработка с учетом этого адекватных концептуальных
подходов и реализующих их учебных методов и программ непрерывного образования.
Этой социальной и научной необходимостью определяется актуальность разработанной
авторским коллективом психолого-интегративной концепции и технологии развития
профессионализма кадров управления.
Научная новизна работы состоит в том,
что в ней впервые изучены, выделены и систематизированы с психолого-интегративных
позиций базовые закономерности профессиональной деятельности кадров управления,
выделена система ключевых детерминант, определяющих ее эффективность, а
также определены конкретные условия и разработаны инновационные технологии
диагностики и коррекции профессионально важных качеств (как системообразующих
факторов профессионально-рефлексивной культуры современного руководителя)
и их оптимального развития в процессе непрерывного образования. При этом
разработка концептуальных моделей типов управленческого мышления и деятельности,
стилей общения и лидерства, стратегий руководства и командообразования
базируется на целостном психолого-интегративном подходе к управленческой
и образовательной деятельности. Этот подход впервые моделирует основные
ситуации и способы развития профессионализма кадров управления, опираясь
на соответствующие междисциплинарные исследования: социально-психологические,
медико-психологические, психофизиологические, психолого-педагогические,
психолого-правовые, социально-политические и учитывая результаты их конкретно-психологического
изучения. Системообразующим фактором моделирования является психолого-акмеологическая
концептуализация интегративных взаимодействий психологии со смежными с
ней науками о человеке и обществе при анализе профессиональной деятельности
в сфере управления и образования посредством построения конкретных ее психограмм
и акмеограмм.
Эффективность данной психолого-интегративной
концепции заключается в том, что на ее основе, с одной стороны, изучены
и оптимизированы многочисленные прецеденты ситуационного развития управленческой
деятельности в современных условиях, а с другой - с учетом выявленных ее
закономерностей и особенностей разработаны научно-методические рекомендации
по оптимизации профессиональной деятельности кадров управления федерального,
регионального и муниципального уровня.
Практическая новизна работы заключается
в том, что на ее основе авторским коллективом разработана: во-первых, система
нормативных положений и методических рекомендаций о развертывании психолого-акмеологической
службы в системе государственного и регионального управления; во-вторых,
система компьютеризированного мониторинга личностно-профессиональных качеств
кадров управления и менеджеров; в-третьих, система личностно-ориентированных,
проблемно-развивающих, интенсивно-игровых и рефлексивно-тренинговых инновационных
технологий психолого-педагогического обеспечения личностного, профессионального
и творческого роста взрослых учащихся, которые широко внедряются в ряде
вузов в качестве развивающих методов в современной педагогической практике.
Результативность данной психолого-интегративной
концепции заключается в том, что исходя из нее разработана система инновационных
технологий психодиагностики, психокоррекции, психорегуляции психических
состояний личности управленца и ее профессионально важных качеств, а также
методов обучения (в т.ч. интенсивно-игрового) специальным знаниям и развития
профессионально-рефлексивной культуры и творческого потенциала.
В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 3 сентября 1997 года № 983 «О дополнительных мерах по подготовке
государственных служащих» авторским коллективом подготовлены учебные программы
курса для различных категорий кадров управления «Психологическое обеспечение
профессиональной деятельности кадров государственной службы» в трех модулях:
«Программа переподготовки кадров управления» (объемом 500 часов); «Программа
повышения квалификации управленческих кадров» (объемом 100 часов); «Программа
повышения квалификации управленческих кадров» (объемом 72 часа). Для выполнения
этого Указа введена и залицензирована специальность: 02.04.00 - «Психология»,
в соответствии с которой ведется подготовка психологов – специалистов по
работе с персоналом государственного и муниципального управления.
Члены авторского коллектива участвовали в ряде
международных исследовательских проектов: совместного Российско-Британском
проекте «Методика и дидактика подготовки государственных служащих» (1996
– 1997 годы, Е.А.Яблокова), по итогам опубликован сборник учебно-методических
материалов и научно-методический отчет, принятый руководством международного
образовательного проекта «ТАСИС» (подготовленная в рамках этого проекта
авторским коллективом концепция прошла апробацию и одобрена в Национальной
академии государственной службы Франции и в аналогичных учебных заведениях
Австрии, Германии и Финляндии), в совместном проекте по сравнительному
исследованию системы государственного управления России и США «Фулбрайт
Фонда» (1994 – 1995 годы, Ю.В.Синягин); Российско-Американском проекте
по гуманизации непрерывного дополнительного профессионального образования
взрослых (1993 – 1994 годы, И.Н.Семенов) и других международных исследованиях,
результаты которых неоднократно докладывались членами авторского коллектива
на ряде международных конгрессах и конференциях (Тампере – 1993 г.; Афины
– 1994 г.; Торонто – 1994 г.; Нью-Йорк – 1994 г.; Вашингтон – 1995 г.;
Париж – 1996 г. Лондон – 1997 г.; Торунь – 1998 г.; Вена 1999 г.; Киев
– 1999 г. и др.).
Практическая значимость работы состоит
в том, что разработанные авторским коллективом психолого-интегративная
концепция и инновационные технологии развития профессионализма в сфере
управления и образования эффективно внедрены в педагогическую практику
профессионального образования, профподготовки, профпереподготовки и повышения
квалификации кадров управления и государственных служащих в Российской
академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в
региональных отделениях академии и в ряде ведущих университетов и периферийных
педвузов страны. Указанные формы непрерывного профессионального образования
обеспечены разработанными авторским коллективом и опубликованными оригинальными
учебными планами, программами, учебно-методическими пособиями, материалами
и рекомендациями.
Разработанный авторским коллективом научно-педагогический
комплекс и реализующие его инновационные технологии и учебно-методические
рекомендации представлены в следующих 41 основных публикациях за 1990 –1996
гг. (Список № 1)
Дальнейшее развитие этой концепции и ее внедрение
в научную и педагогическую практику представлено в 41 публикации за 1997
–1999 гг. (Список № 2)
Изложенные в этих книгах и статьях идеи, положения,
технологии, рекомендации были представлены широкой научно-педагогической
общественности для обсуждения на различных научно-практических конференциях,
семинарах и опубликованы как в сборниках их материалов, так и в систематических
публикациях авторов в ведущих отечественных научных журналах: «Педагогика»;
«Психологический журнал»; «Вопросы психологии»; «Вопросы методологии»;
«Мир психологии»; «Гуманизация образования»; «Профессиональный потенциал»;
«Инновационная деятельность в образовании»; «Общественные науки и современность»;
«Высшее образование в России», где также опубликован ряд положительных
рецензий на научные труды авторов.
В целом достигнутые авторским коллективом
результаты (в виде психолого-интегративной концепции и реализующих ее инновационных
технологий мониторинговой диагностики, психофизиологической коррекции,
интенсивно-игрового развития профессионально-рефлексивной культуры кадров
управления в непрерывном образовании) являются новаторским вкладом в научно-педагогическую
науку. Представленная работа не только ассимилирует и интегрирует современные
достижения отечественной и зарубежной философско-методологической и психолого-педагогической
мысли, но и вносит существенно новый вклад в научное обеспечение эффективности
профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования.
Об этом свидетельствует как фундаментальная проработка психолого-интегративной
концепции на различных уровнях современного психолого-педагогического познания
(философско-методологическом, концептуально-теоретическом, предметно-дидактическом,
инновационно-технологическом, социально-управленческом, учебно-образовательном),
так и эффективность внедрения этой концепции в социальную практику оптимизации
управления в системе государственной службы и непрерывного профессионального
образования.
Руководитель авторского коллектива,
профессор
А.А.Деркач