РЕФЕРАТ

Научно-педагогический комплекс «Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования» представляет совокупность концептуально-методических разработок (82 опубликованные монографии, учебные пособия, статьи) в области повышения профессионализма деятельности кадров управления через систему их непрерывного образования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения и выводы психологической и педагогической науки.
В работе впервые выделены и систематизированы базовые закономерности деятельности кадров управления и разработаны инновационные технологии повышения ее эффективности и культуры современного руководителя. Представлены авторские технологии диагностики и коррекции профессиональных качеств руководителя и их оптимального развития в процессе непрерывного образования. Это исследование осуществлено на основе междисциплинарного подхода и синтеза данных социально-психологических, медико-психологических, психофизиологических, психолого-педагогических, социально-политических наук.
Исследования творческого коллектива, возглавляемого А.А.Деркачем, нацелены на разработку фундаментальных психолого-педагогических проблем подготовки кадров управления в процессе  непрерывного образования. Научная концепция образовательного процесса, развиваемая авторским коллективом, направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности кадров управления и базируется на авторских идеях членов творческого коллектива, а также на достижениях современной психологии, педагогики, акмеологии, эргономики, социологии, философии.
Разработка методики и дидактики подготовки кадров управления, основанная на программно-целевой модели обучения, направлена на подготовку нового поколения управленцев, способных решать задачи реформирования, обновления общества, используя современные достижения науки, новейшие технологии. При этом коллектив исходил из принципов профессионализации, демократизации и гуманизации управленческой деятельности.
Представленная концепция интегрирует современные достижения психолого-педагогической науки, новейшие образовательные и информационные технологии, обеспечивающие процесс непрерывного профессионального образования кадров управления. Конкретное внедрение достижений коллектива осуществлено в 1990 – 1996 годах и продолжено с учетом дальнейшего творческого развития авторской концепции в последующие (1997 – 1999) годы.
Разработка этой концепции осуществлялась на различных уровнях: философско-методологическом, научно-теоретическом, предметно-дидактическом, инновационно-технологическом, социально-управленческом, учебно-образовательном.
На философско-методологическом уровне осуществлялась разработка данной концепции в контексте взаимодействия основных научно-методологических, теоретических, аксиологических (ценностных) ориентаций, присущих современному обществоведению и человекознанию. Естественнонаучная составляющая обеспечения профобразования кадров управления и повышения их готовности к профессиональной деятельности реализуется через диагностику и коррекцию их здоровья с использованием медико-психологических технологий психофизиологической саморегуляции. Гуманитарная направленность концепции реализуется в ориентации на социокультурные ценности российского общества, определяющие менталитет кадров управления, что обеспечивается посредством использования инновационных технологий их профессионального и личностного развития. Новые технологии обучения реализуются через компьютеризацию процесса профессионального образования государственных служащих, разработку программы дистантного обучения, а также через компьютерный мониторинг динамики их психических состояний и развития профессионально важных качеств в процессе непрерывного образования.
На научно-теоретическом уровне разработаны теоретические принципы, концептуальные модели и обобщены психологические знания о структуре, механизмах, закономерностях, способах развития и оптимизации управленческой и педагогической деятельности. Эти принципы послужили концептуальной основой для разработки реализующих их инновационных технологий и предметно-дидактических средств профессионального образования кадров управления.
На предметно-дидактическом уровне проведена адаптация базовых учебных дисциплин, к процессу непрерывного профессионального образования государственных служащих, разработаны профильные инновационные спецкурсы и спецпрактикумы по психологии, акмеологии и педагогике развития. Это отражено в разработанных авторским коллективом учебных программах, учебниках, учебных пособиях, учебно-методических материалах и рекомендациях, направленных на повышение эффективности профессионального образования кадров управления.
На предметно-дидактическом уровне построена психолого-педагогическая модель подготовки кадров управления, опирающаяся на профессиограмму управленческой и педагогической деятельности и предполагающая поэтапное и последовательное формирование необходимых профессионально важных качеств в ходе обучения специалистов в сфере управления.
Осуществлена разработка психолого-педагогических подходов к обучению и повышению квалификации кадров управлении с учетом содержания их профессиональной деятельности и специфики обучения взрослых учащихся (опора на обширный профессиональный и социальный опыт обучающихся, использование в теоретических курсах и практических занятиях проблемных ситуаций из профессиональной деятельности обучающихся и др.). Намечен и апробирован ряд методических рекомендаций по психологическому сопровождению учебного процесса, включающему собеседование при входном контроле и на последующих этапах обучения, мониторинговое выявление динамики начального и последующего профессионального обучения. На основе отбора и анализа содержания, методов и форм профессионального обучения строится целостная, психолого-педагогически обоснованная дидактическая система подготовки и повышения квалификации кадров управления.
На инновационно-технологическом уровне модифицированы традиционные и разработаны оригинальные инновационные психотехнологии профессиональной деятельности субъектов управленческих кадров.
На социально-управленческом уровне проведено внедрение концепции и разработанных на ее основе методов в профессиональную деятельность кадров управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственной службы в целях повышения ее эффективности и результативности.
На учебно-образовательном уровне на основе программно-целевой концепции осуществлена разработка иерархии целей и задач обучения; освоение новейших психологических знаний, навыков их применения в процессе решения управленческих задач, личностного развития специалиста. Разработаны критерии эффективности и результативности обучения: приращение профессиональных знаний; владение научно обоснованными методами решения профессиональных задач; рост психологической готовности к профессиональной деятельности, повышение самооценки. Эти средства внедрены в педагогическую практику профессионального обучения, повышения квалификации, профпереподготовки руководящего состава и кадрового резерва в системе государственной службы федерального, регионального и муниципального уровней. Разработанные авторами инновационные психотехнологии внедрены также с целью оптимизации в различные виды современного образования: базового-вузовского, дополнительного управленческого, профессионально-педагогического, а также бизнес-образования.
Таким образом, разработанная психолого-интегративная концепция профессионального образования кадров управления базируется на результатах проведенного авторским коллективом психолого-акмеологического изучения закономерностей и механизмов управленческой деятельности, их психолого-педагогического использования для построения и апробирования инновационно-образовательных технологий, которые были включены в учебные программы и пособия, применяемые в практике непрерывного образования кадров управления и государственных служащих в различных регионах Российской Федерации.

Заключение

 В условиях становления Российской государственности, реформирования общественных и экономических отношений весьма актуальным является изучение психологических особенностей профессиональной деятельности кадров управления и разработка с учетом этого адекватных концептуальных подходов и реализующих их учебных методов и программ непрерывного образования. Этой социальной и научной необходимостью определяется актуальность разработанной авторским коллективом психолого-интегративной концепции и технологии развития профессионализма кадров управления.
 Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые изучены, выделены и систематизированы с психолого-интегративных позиций базовые закономерности профессиональной деятельности кадров управления, выделена система ключевых детерминант, определяющих ее эффективность, а также определены конкретные условия и разработаны инновационные технологии диагностики и коррекции профессионально важных качеств (как системообразующих факторов профессионально-рефлексивной культуры современного руководителя) и их оптимального развития в процессе непрерывного образования. При этом разработка концептуальных моделей типов управленческого мышления и деятельности, стилей общения и лидерства, стратегий руководства и командообразования базируется на целостном психолого-интегративном подходе к управленческой и образовательной деятельности. Этот подход впервые моделирует основные ситуации и способы развития профессионализма кадров управления, опираясь на соответствующие междисциплинарные исследования: социально-психологические, медико-психологические, психофизиологические, психолого-педагогические, психолого-правовые, социально-политические и учитывая результаты их конкретно-психологического изучения. Системообразующим фактором моделирования является психолого-акмеологическая концептуализация интегративных взаимодействий психологии со смежными с ней науками о человеке и обществе при анализе профессиональной деятельности в сфере управления и образования посредством построения конкретных ее психограмм и акмеограмм.
 Эффективность данной психолого-интегративной концепции заключается в том, что на ее основе, с одной стороны, изучены и оптимизированы многочисленные прецеденты ситуационного развития управленческой деятельности в современных условиях, а с другой - с учетом выявленных ее закономерностей и особенностей разработаны научно-методические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности кадров управления федерального, регионального и муниципального уровня.
 Практическая новизна работы заключается в том, что на ее основе авторским коллективом разработана: во-первых, система нормативных положений и методических рекомендаций о развертывании психолого-акмеологической службы в системе государственного и регионального управления; во-вторых, система компьютеризированного мониторинга личностно-профессиональных качеств кадров управления и менеджеров; в-третьих, система личностно-ориентированных, проблемно-развивающих, интенсивно-игровых и рефлексивно-тренинговых инновационных технологий психолого-педагогического обеспечения личностного, профессионального и творческого роста взрослых учащихся, которые широко внедряются в ряде вузов в качестве развивающих методов в современной педагогической практике.
 Результативность данной психолого-интегративной концепции заключается в том, что исходя из нее разработана система инновационных технологий психодиагностики, психокоррекции, психорегуляции психических состояний личности управленца и ее профессионально важных качеств, а также методов обучения (в т.ч. интенсивно-игрового) специальным знаниям и развития профессионально-рефлексивной культуры и творческого потенциала.
 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» авторским коллективом подготовлены учебные программы курса для различных категорий кадров управления «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы» в трех модулях: «Программа переподготовки кадров управления» (объемом 500 часов); «Программа повышения квалификации управленческих кадров» (объемом 100 часов); «Программа повышения квалификации управленческих кадров» (объемом 72 часа). Для выполнения этого Указа введена и залицензирована специальность: 02.04.00 - «Психология», в соответствии с которой ведется подготовка психологов – специалистов по работе с персоналом государственного и муниципального управления.
Члены авторского коллектива участвовали в ряде международных исследовательских проектов: совместного Российско-Британском проекте «Методика и дидактика подготовки государственных служащих» (1996 – 1997 годы, Е.А.Яблокова), по итогам опубликован сборник учебно-методических материалов и научно-методический отчет, принятый руководством международного образовательного проекта «ТАСИС» (подготовленная в рамках этого проекта авторским коллективом концепция прошла апробацию и одобрена в Национальной академии государственной службы Франции и в аналогичных учебных заведениях Австрии, Германии и Финляндии), в совместном проекте по сравнительному исследованию системы государственного управления России и США «Фулбрайт Фонда» (1994 – 1995 годы, Ю.В.Синягин); Российско-Американском проекте по гуманизации непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых (1993 – 1994 годы, И.Н.Семенов) и других международных исследованиях, результаты которых неоднократно докладывались членами авторского коллектива на ряде международных конгрессах и конференциях (Тампере – 1993 г.; Афины – 1994 г.; Торонто – 1994 г.; Нью-Йорк – 1994 г.; Вашингтон – 1995 г.; Париж – 1996 г. Лондон – 1997 г.; Торунь – 1998 г.; Вена 1999 г.; Киев – 1999 г. и др.).
 Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные авторским коллективом психолого-интегративная концепция и инновационные технологии развития профессионализма в сфере управления и образования эффективно внедрены в педагогическую практику профессионального образования, профподготовки, профпереподготовки и повышения квалификации кадров управления и государственных служащих в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в региональных отделениях академии и в ряде ведущих университетов и периферийных педвузов страны. Указанные формы непрерывного профессионального образования обеспечены разработанными авторским коллективом и опубликованными оригинальными учебными планами, программами, учебно-методическими пособиями, материалами и рекомендациями.
Разработанный авторским коллективом научно-педагогический комплекс и реализующие его инновационные технологии и учебно-методические рекомендации представлены в следующих 41 основных публикациях за 1990 –1996 гг. (Список № 1)
Дальнейшее развитие этой концепции и ее внедрение в научную и педагогическую практику представлено в 41 публикации за 1997 –1999 гг. (Список № 2)
Изложенные в этих книгах и статьях идеи, положения, технологии, рекомендации были представлены широкой научно-педагогической общественности для обсуждения на различных научно-практических конференциях, семинарах и опубликованы как в сборниках их материалов, так и в систематических публикациях авторов в ведущих отечественных научных журналах: «Педагогика»; «Психологический журнал»; «Вопросы психологии»; «Вопросы методологии»; «Мир психологии»; «Гуманизация образования»; «Профессиональный потенциал»; «Инновационная деятельность в образовании»; «Общественные науки и современность»; «Высшее образование в России», где также опубликован ряд положительных рецензий на научные труды авторов.
 В целом достигнутые авторским коллективом результаты (в виде психолого-интегративной концепции и реализующих ее инновационных технологий мониторинговой диагностики, психофизиологической коррекции, интенсивно-игрового развития профессионально-рефлексивной культуры кадров управления в непрерывном образовании) являются новаторским вкладом в научно-педагогическую науку. Представленная работа не только ассимилирует и интегрирует современные достижения отечественной и зарубежной философско-методологической и психолого-педагогической мысли, но и вносит существенно новый вклад в научное обеспечение эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования. Об этом свидетельствует как фундаментальная проработка психолого-интегративной концепции на различных уровнях современного психолого-педагогического познания (философско-методологическом, концептуально-теоретическом, предметно-дидактическом, инновационно-технологическом, социально-управленческом, учебно-образовательном), так и эффективность внедрения этой концепции в социальную практику оптимизации управления в системе государственной службы и непрерывного профессионального образования.
 

Руководитель авторского коллектива,
профессор         А.А.Деркач
 


Используются технологии uCoz