Научно-педагогический комплекс
представляет собой совокупность концептуально-методических разработок (82
опубликованные монографии, учебные пособия, статьи) в области повышения
профессионализма кадров управления через систему их непрерывного образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения и выводы
психологической и педагогической науки.
В работе впервые выделены
и систематизированы базовые закономерности деятельности кадров управления
и разработаны инновационные технологии повышения ее эффективности и культуры
современного руководителя. Представлены авторские технологии диагностики
и коррекция профессиональных качеств руководителя и их оптимального развития
в процессе непрерывного образования. Это исследование осуществлено на основе
междисциплинарного подхода и синтеза данных социально-психологических,
медико-психологических, психофизиологических, психолого-педагогических,
социально-политических наук.
Авторский коллектив
представляет научно-практическое направление, реализующее комплексный,
системный, гуманистический подходы к изучению человека в разработке проблем
психологии управления и образования кадров государственной службы. Исследования
творческого коллектива, возглавляемого А.А.Деркачем, направлены на разработку
фундаментальных психолого-педагогических проблем подготовки и непрерывного
образования управленческих кадров. Научная концепция образовательного процесса,
развиваемая авторским коллективом, направлена на повышение эффективности
профессиональной деятельности кадров управления и базируется на авторских
идеях членов творческого коллектива, а также на современных научно-практических
достижениях в области психологии, педагогики, акмеологии, эргономики, социологии,
философии.
Авторским коллективом
осуществлена разработка научно-педагогического комплекса и на его основе
осуществлено практическое внедрение научных результатов. При этом коллектив
исходил из принципов демократизации и гуманизации управленческой деятельности.
В представленной концепции соединена разработка проблем образования с решением
задач реформирования общества.
На базе этой концепции
разработана и внедрена модель непрерывного образования для профессионалов,
работающих в системе государственной службы и в других сферах управления
обществом. Представленная концепция интегрирует современные достижения
психолого-педагогической науки, новейшие образовательные и информационные
технологии, обеспечивающие процесс непрерывного профессионального образования
кадров управления. Конкретное внедрение достижений коллектива осуществлено
в 1990 – 1996 годах и продолжено с учетом дальнейшего творческого развития
авторской концепции в последующие (1997 – 1999) годы.
1. Актуальность и новизна
разработки научно-педагогического комплекса «Психологические основы повышения
эффективности профессиональной деятельности управленческих кадров и их
непрерывного образования»
Задачи упрочения Российской
государственности, усиления демократических процессов в общественной жизни
могут успешно решаться лишь в условиях повышения эффективности профессиональной
деятельности кадров управления. Сегодня требуется новый тип работника –
управленца, обладающего профессиональной компетентностью, которая включает
владение разнообразными видами управленческой деятельности в нестабильных
условиях, наличие необходимых профессионально важных качеств личности,
таких как социальная ответственность, мобильность мышления в быстро меняющихся
условиях, креативный подход к нестандартным ситуациям и др.
Вследствие этого
одной из важных задач государственного управления становится оптимизация
подготовки новых кадровых ресурсов, рационализация использования и повышения
квалификации имеющихся кадров. От профессиональной компетентности и личностно-социальной
зрелости кадров управления во многом зависит успех процессов реформирования
экономики, становления демократического гражданского общества в России.
Государственная
служба является разновидностью профессиональной управленческой деятельности.
Главной целью управления является оптимизация функционирования системы
(организации), получение возможно большего полезного эффекта при наименьших
усилиях и затратах. Целью государственной службы как разновидности управленческой
деятельности является в конечном счете оптимизация процессов укрепления
государства, гражданского общества, защита прав граждан, то есть получение
нужного результата в различных социальных процессах, а также оптимизация
промежуточных результатов в виде функционирования органов государственной
службы. Государственная служба рассматривается как фактор консолидации
социального развития общества. Государственная служба – это особая управленческая
деятельность, включающая управление организациями и людьми, требующая принятия
решения с высокой долей социальной ответственности, а также имеющаяся существенные
различия на разных уровнях управленческой иерархии.
Длительное время
профессиональная подготовка персонала кадров государственной службы специально
не велась, государственные должности порой занимались не на основе уровня
профессионализма, а на логике узкого служебного продвижения. В настоящее
время, отвечая насущной потребности обновляющего общества в управленческих
кадрах нового типа, Российская академия государственной службы при Президенте
РФ осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных
служащих на основе системы непрерывного образования и самообразования.
Непрерывное профессиональное образование государственных служащих является
важным аспектом социального управления. Подготовка управленческих кадров
и ее научное обеспечение выступает как важное направление государственной
политики.
Необходимость психологического
обеспечения подготовки специалистов в области психологии управления отвечает
социальному заказу общества, ибо основными потребителями реально являются
представители этих специальностей, занимающие должности государственного
или муниципального советника, главного, ведущего специалиста, эксперта,
консультанта соответствующих подразделений государственной администрации
по работе с персоналом в аппарате представительной и исполнительной власти,
в руководящих органах государственных и общественных структур, осуществляющих
управленческую деятельность в масштабах страны, региона, республики, края,
области, города, района.
Осуществление непрерывного
образования управленцев выдвигает на передний план проблему разработки
научного фундамента профессиональной подготовки кадров управления. Процессы
подготовки и повышения квалификации должны базироваться на психологически
обоснованных моделях специалистов, профессиограммах, других эталонных описаниях
успешного работника. Это, в свою очередь, требует всестороннего анализа
содержания профессиональной управленческой деятельности, показателей эффективности
управленческой деятельности, совокупности необходимых профессионально важных
качеств личности эффективного управленца.
Практическая актуальность
комплексной разработки определяется государственной важностью подготовки
кадров управления нового типа для решения задач оптимизации социальных
процессов обновляющегося общества в России.
Научная новизна
комплексной разработки состоит в том, что в ней впервые система непрерывного
образования для одной из категорий кадров управления – государственных
служащих психологически обоснована закономерностями профессионального развития
кадров государственной службы, динамикой показателей эффективности профессиональной
деятельности.
Эффективность комплексной
разработки заключается в эвристичности стратегии научного исследования,
состоящего в построении модели подготовки специалистов кадров управления
на основе изучения психологических закономерностей их профессионального
развития и генезиса профессиональной деятельности.
Результативность
научно-педагогического комплекса состоит в том, что построена и апробирована
концепция системы непрерывного образования кадров государственной службы,
обеспечена преемственность между звеньями этой системы (профессиональное
обучение, повышение квалификации, самообразование). Построенная система
непрерывного образования государственных служащих обеспечена учеными планами,
программами, учебными пособиями, методическими материалами и апробирована
в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее региональных
филиалах.
2. Теоретические и прикладные
задачи комплексной разработки
Исследования и прикладные
рекомендации авторского коллектива направлены на психологическое обеспечение
системы непрерывного образования кадров управления системы государственной
службы в современных условиях быстро меняющегося общества.
Теоретические задачи разработки:
- проанализировать содержание
профессиональной деятельности кадров управления, определить специфику управленческой
деятельности кадров государственной службы;
- описать виды профессиональной
управленческой деятельности и профессионально важные качества личности,
необходимые для успешной управленческой деятельности;
- выявить показатели эффективности
профессиональной управленческой деятельности государственных служащих,
описать профессионально важные качества успешного государственного служащего;
- описать уровни, закономерности
генезиса профессиональной управленческой деятельности;
- выявить влияние эффективности
профессиональной деятельности на профессиональный и карьерный рост управленцев;
- сформировать на основе
анализа становления управленческой деятельности психологические основы
непрерывного образования кадров управления;
- выявить своеобразие
образования взрослых обучающихся, имеющих опыт работы в органах управления.
Практико-ориентированные
и прикладные задачи разработки:
- развернуть на основе
психологического анализа эффективной профессиональной деятельности управленца
модель подготовки специалиста как ориентир для организации непрерывного
образования кадров управления в системе государственной службы;
- разработать программно-методическое
обеспечение непрерывного образования управленцев, построить совокупность
учебных программ и учебных планов, реализующих модель подготовки управленцев;
- разработать, описать
и апробировать новые технологии повышения эффективности профессиональной
деятельности кадров управления;
- разработать, описать
и апробировать технологии организации непрерывного образования государственных
служащих как управленцев, в том числе технологии мониторинга, состояния
профессиональной деятельности и профессионально важных качеств личности
обучающихся по ходу обучения;
- опубликовать и апробировать
учебные пособия для непрерывного профессионального образования государственных
служащих.
3. Основные положения
и новые результаты, полученные в научных исследованиях
Коллектив авторов, возглавляемый
А.А.Деркачем, представляет сложившуюся научную школу, разрабатывающую интегральный
подход к профессиональному и личностному развитию кадров управления. Научная
концепция школы имеет междисциплинарный характер, она лежит на стыке ряда
областей психологии, а также педагогики, акмеологии, эргономики, социологии,
философии, культурологии. Исследования научной школы, возглавляемой А.А.Деркачем,
опираются на идеи психического и профессионального развития, обоснованные
в трудах отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Ю.К.Бабанского, А.А.Бодалева,
Л.С.Выготского, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева,
К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова и др.
Результаты научных исследований
школы направлены на психологическое обеспечение совершенствования системы
непрерывного образования кадров управления.
Ряд научных результатов
состоит в разработке новых подходов к содержанию и показателям эффективности
профессиональной деятельности кадров управления.
3.1.Определено содержание
ключевых понятий и категорий, раскрывающих сущность эффективной профессиональной
деятельности кадров управления: профессиональная деятельность, профессиональное
общение, профессиональное развитие, вершины (акме) в профессиональном и
личностном развитии, профессионал, личность профессионала, субъект профессиональной
деятельности, субъект профессионального развития, профессиональное обучение,
профессиональная обучаемость, профессиограмма, акмеограмма. Работа над
содержанием ключевых понятий отражена в подготовленном в рамках данной
концепции Словаре акмеологических терминов.
3.2. Осуществлена
разработка исходных методологических положений и принципов и междисциплинарных
подходов к анализу порфессиональной деятельности кадров управления (А.А.Деркач,
О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, И.Н.Семенов).
Разработана концепция,
интегрирующая современные достижения психолого-педагогической науки, новейшие
образовательные и информационные технологии, обеспечивающие процесс непрерывного
профессионального образования кадров управления. Конкретное внедрение достижений
коллектива осуществлено в 1990 – 1996 годах и продолжено с учетом дальнейшего
творческого развития авторской концепции в последующие (1997 – 1999) годы.
Разработка этой концепции
осуществлялась на различных уровнях: философско-методологическом; научно-теоретическом;
предметно-дидактическом; инновационно-технологическом; социально-управленческом;
учебно-образовательном.
Предложена новая парадигма
профессионального развития, в которой на передний план выдвигается саморазвитие
личности специалиста как профессионала. При этом главным ресурсом эффективности
профессиональной деятельности выступает личностная потребность в профессиональном
и творческом развитии, рефлексивная саморганизация личности с использованием
интеллектуальных и мотивационных критериев (О.С.Анисимов, И.Н.Семенов).
Осуществлена разработка
субъект-субъектного подхода к изучению и оптимизации управленческого труда,
выявляющего новые закономерности управленческого партнерского взаимодействия.
Если раньше участники системы управления рассматривались с точки зрения
функциональных ролей, жестко закрепленных иерархическими отношениями руководства
и исполнительства, то в предлагаемом подходе они являются субъектами, творчески
осуществляющими задачи, определяемые обществом (Р.Л.Кричевский, С.И.Съедин).
Выявлен ряд новых
закономерностей становления профессиональной деятельности управленческих
кадров. При этом внесен вклад в дальнейшую разработку комплексного изучения
человека, показано своеобразие процессов неравномерности, гетерохронности
в ходе профессионального становления управленца, описано несовпадение темпов
индивидного, субъектного и личностного планов в развитии профессионала
(А.А.Деркач, С.А.Анисимов, Е.А.Яблокова). Показан нелинейный опосредованный
характер взаимосвязи между состоянием профессиональной деятельности и качествами
личности управленца.
Намечены новые возможности
изучения специалиста в системе «человек – управленческая профессиональная
среда», где человек предстает как субъект профессиональной деятельности,
использующий свои личностные и психологические ресурсы для оптимального
осуществления деятельности (А.А.Деркач, Ю.В.Синягин, С.И.Съедин).
3.3. Намечена совокупность
критериев оценки эффективности профессиональной деятельности кадров управления
и уровня их профессионализма – объективные и субъективные, результативные
и процессуальные, нормативные и индивидуально вариативные, критерии наличного
уровня и зоны ближайшего профессионального развития, критерии профессиональной
обучаемости и креативности, критерии качественные и количественные (А.А.Деркач,
А.К.Маркова).
Определено конкретное
содержание критериев эффективности профессиональной деятельности кадров
управления – результаты, в том числе отдаленные социальные последствия
принимаемых управленческих решений, их влияние на благополучие жизни людей
разных социальных групп, расход и баланс ресурсов человеческой психики
и материальных, временных ресурсов, успех реализации принимаемых управленческих
решений, число управленческих ошибок и др. (А.А.Деркач, А.К.Маркова, Р.Л.Кричевский).
В качестве показателей
эффективности профессиональной деятельности рассматривается смена технократической,
бюрократической парадигмы на гуманистическую, «вклад» в профессиональное
и личностное развитие коллег и подчиненных (Е.А.Яблокова).
Намечены уровни,
этапы, ступени на пути к эффективной управленческой профессиональной деятельности
– этапы адаптации человека к управленческой деятельности, самоактуализации
человека в управленческой деятельности, свободного владения профессиональной
деятельностью на уровне мастерства и творчества, углубленного владения
разными видами профессиональной деятельности и специализации в управленческом
труде, владения сложными специализациями и универсализации в управленческом
труде, самопроектирования личности профессионала (А.К.Маркова).
Определены другие
психологические показатели и критерии эффективности профессиональной деятельности
в сфере управления:
- социально-психологическое
самочувствие людей, направленность на преодоление психических кризисов
(С.А.Анисимов);
- проявления эффективности
возглавляемой управленцем организации – результативность деятельности –
количество и качество конечного продукта – изделия, продукция, услуги,
решения, экономичность, прибыльность, нововведения; качество трудовой жизни
- мотивация членов организации, их удовлетворенность членством в ней; оценка,
даваемая организации и руководителю управленцами более высокого ранга,
равными по статусу (Р.Л.Кричевский);
- самоорганизованность
и фокуснорефлексивная мобилизованность в проблемных социальных ситуациях;
ситуационно-оправданный подбор типового обобщенного критерия для быстрого
раскрытия причин затруднений и определения направленности корректировочных
процессов; критериально обоснованное обнаружение резервов повышения эффективности
деятельности управления на ранних стадиях реализации проекта (О.С. Анисимов);
- рефлексивная организация
творческого мышления, принятия управленческого решения в быстро развивающихся
организациях (И.Н.Семенов);
- изучены критерии успешной
профессионализации управленческих кадров, показатели эффективности управленческой
деятельности в силовых структурах, в таможенных органах (С.И.Съедин).
3.4. Определены виды профессиональной
деятельности кадров управления, показано своеобразие в управленческой деятельности
государственных служащих ее основных направлений: информационно-аналитическая,
планирующая, регулирующая, руководящая, организационно-исполнительная,
координирующая, контролирующе-учетная, инновационно-исследовательская,
экспертно-консультационная, представительская деятельность профессионального
самообразования. Намечены линии генезиса управленческой профессиональной
деятельности – усложнение ее структуры, возрастание числа опосредований,
укрупнение действий и преобразование их в технологии. Построена профессиограмма
управленческого труда (А.А.Деркач, А..К.Маркова).
Описано содержание профессиональной
деятельности управленца, ее специфика в различных направлениях государственной
службы (А.А.Деркач, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова).
Изучены факторы, определяющие
эффективность управленческой деятельности руководителя – его личностные
особенности, стилевые характеристики управленческой деятельности – инновативность,
вероятностность, ситуационный контроль и особенности организации, уровень
ее рефлексивной культуры (Р.Л.Кричевский, И.Н.Семенов).
Выявлены условия и закономерности
становления руководителя управленческой команды, характеристики деятельности
руководителя по формированию управленческой команды, построена типология
управленческих команд, типология руководителей в зависимости от ориентации
не только на нормативные, но и на ценностные критерии в формировании управленческих
команд, предложен критерий оценивания управленческого потенциала руководителя
– «командный радикал» (Ю.В.Синягин).
Изучены внутренние условия
становления управленческой культуры – рефлексивная организация мышления
и принятия решения, описана типология и уровни рефлексий – аксеологический,
онтологический, гносеологический, эпистемологичексий, праксиологический
(И.Н.Семенов), культура профессионального общения (Е.А.Яблокова).
Разработаны условия усвоения
продуктивных алгоритмов решения управленческих задач, изучены виды профессионального
общения по горизонтали и по вертикали управленческой иерархии (С.И.Съедин).
Проанализированы и описаны
условия и факторы, способствующие и препятствующие профессиональному и
личностному развитию кадров управления (В.В.Петрусинский); определены факторы,
влияющие на карьерный рост управленцев (С.А.Анисимов, Р.Л.Кричевский).
Описаны профессионально
важные качества, необходимые для труда кадров управления (А.А.Деркач, А.К.Маркова,
Ю.В.Синягин, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова).
Выделены психологические
характеристики управленческих работников, обуславливающие эффективность
выполнения профессиональной деятельности. К их числу относятся:
- профессиональная компетентность;
- высокий уровень развития
аналитических способностей, продуктивное их использование в критических
ситуациях;
- умение творчески реализовать
накопленный ранее опыт применительно к новым ситуациям профессиональной
деятельности;
- широта подхода к возникающим
проблемам, долгосрочное предвидение (для высших категорий работников управления);
- высокий уровень развития
специальных способностей, связанных с управленческой деятельностью, включая
владение приемами эффективного устного общения, гибкость в реализации властных
полномочий, в выборе и смене приоритетов, организаторские способности,
продуктивное использование временного ресурса, умение работать с документами;
- высокое развитие внутренней
мотивации к профессиональной деятельности, в частности, интерес к ее содержательной
стороне, обнаружение в ходе ее реализации возможности профессионального
роста и ответа на вызовы времени, стремление к созданию качественного управленческого
продукта в виде принимаемых решений, их практического воплощения, достижения
поставленных целей;
- высокий уровень развития
социального интеллекта как способности приникать в личность партера по
взаимодействию, в частности, исполнителя, и ориентироваться в сложных ситуациях
профессиональной деятельности;
- высокий уровень развития
таких личностных черт, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность
и стрессоустойчивость, ответственность и надежность, креативность, инициативность,
решительность;
- широкое использование
элементов и приемов управленческого стиля, обращенных к индивидуальным
особенностям и потребностям исполнителей, стимулирующих их интеллектуальные
усилия, способствующих росту трудовой мотивации, ориентирующих на построение
оптимистического и реализуемого плана будущих действий, формирующих дух
единой команды;
- выраженная психологическая
готовность к упорной работе, непрерывной учебе и самосовершенствованию
(Р.Л.Кричевский).
Изучена специфика управленческих
процессов в организациях государственной службы, описаны закономерности
профессионального развития и становления профессионализма кадров в сфере
управления в государственной службе. Разработан подход к изучению индивидуального
становления Я-концепции субъекта управленческой деятельности, взаимодействия
Я-концепции управленческой деятельности и профессионального опыта руководителя
(А.А.Деркач, О.С.Анисимов, С.А.Анисимов).
Описаны виды управленческой
деятельности государственных служащих разных уровней, построена психологически
обоснованная система профессионально-нормативных требований к управленческим
специализациям и должностям, сформулированы важные для этих специальностей
и квалификаций социальные и психологические характеристики личности. Намечены
эталоны управленческого труда (профессиограммы, профессиографические описания).
Разработано понятие профессиональной компетентности государственных служащих,
видов компетентности, их психологическое содержание (А.А.Деркач, А.К.Маркова,
Ю.В.Синягин, Е.А.Яблокова).
Раскрыты психологические
характеристики, трудности и противоречия в управленческой ситуации государственного
служащего, методы и тактики решения управленческих задач, стратегии руководства
на разных уровнях государственной службы, социально-психологические критерии
продуктивности управленческой деятельности (А.А.Деркач, О.С.Анисимов, С.А.Анисимов,
Р.Л.Кричевский, И.Н.Семенов).
3.5. Изучено состояние
управленческой деятельности руководителей в сфере образования, специфика
управления образовательно-воспитательными системами. Описана профессиональная
деятельность педагога, уровни деятельности педагога, субъективные и объективные
критерии эффективности профессиональной деятельности педагога и руководителя
в сфере образования. Построена профессиограмма педагога. Предложены оптимальные
личностные профили педагогов для работы в различных типах учебных заведений,
могущие быть использованными кадрами управления в сфере образования (А.А.Деркач,
А.К.Маркова).
Описаны факторы и этапы
развития психологической культуры руководителей системы образования, которое
рассмотрено как процесс многоуровневого профессионально-личностного саморегулирования
(А.А.Деркач, Е.А.Яблокова).
Эти и другие полученные
в исследованиях материалы и положения легли в основу разработки авторским
коллективом моделей подготовки, повышения квалификации, непрерывного образования
кадров управления. Содержание профессиональной управленческой деятельности,
закономерности и этапы становления профессионализма управленческих кадров,
показатели эффективности профессиональной деятельности позволяют авторскому
коллективу построить и обосновать модель подготовки управленца и использовать
ее при организации непрерывного образования государственных служащих.
3.6. Изучены содержание
и форма организации процесса непрерывного образования кадров управления.
Разработан рефлексивный
междисциплинарный подход к гуманизации непрерывного образования (с использованием
философского, культурологического, методологического, экспериментального,
прикладного планов), проведено соотнесение гуманистической и технопрактической
парадигмы в современном образовании (И.Н. Семенов).
Показана необходимость
разработки системной модели непрерывного образования (допрофессиональное,
профессиональная подготовка и переподготовка, самообразование), отработки
каждого из этапов и их взаимосвязи (Е.А. Яблокова).
Намечен психологический
подход к обучению и повышению квалификации кадров управления с учетом содержания
их профессиональной деятельности и специфики обучения взрослых – опора
на обширный профессиональный и социальный опыт обучающихся, использование
в теоретических курсах и практических занятиях проблемных ситуаций из профессионального
опыта обучающихся (О.С.Анисимов, А.К.Маркова, В.В.Петрусинский, Е.А.Яблокова).
Изучена специфика профессионального
развития кадров управления в разных видах образования – базового – вузовского,
дополнительного управленческого, профессионально-педагогического, бизнес-образования
(А.А. Деркач, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, Е.А. Яблокова).
Предложен подход к организации
учебного процесса в ходе непрерывного образования методом интенсивного
обучения с установкой на мобилизацию психических резервов личности, с использованием
суггестивных приемов психологической разгрузки. Выделены особенности поэтапного
восхождения по уровням усвоения учебной информации и задания соответствующих
видов учебной деятельности, адекватных задачам каждого этапа обучения (В.В.
Петрусинский).
Показана специфика функций
непрерывного образования (развивающей, компенсирующей и др.) в профессиональном
росте кадров управления (О.С. Анисимов, Е.А. Яблокова).
Сделаны рекомендации по
организации непрерывного образования - сочетание фрагментов очного и заочного
образования по единой схеме моделирования профессионального развития в
рамках проведения циклов игр, тренингов, а также акцентирование на овладение
общей культурой игромоделирования (О.С. Анисимов).
4. Новые технологии повышения
эффективности профессиональной деятельности и организации непрерывного
образования кадров управления
4.1. На основе результатов
исследований коллектива авторов предложены новые технологии повышения эффективности
профессиональной деятельности кадров управления.
Предложена технология
задачно-личностного подхода построения профессиограмм государственных служащих
различных направлений и уровней, прием составления индивидуальной профессиональной
диагностической карты и индивидуального профиля видов профессиональной
компетентности специалиста, могущие быть использованными при профессиональной
диагностике (А.А. Деркач, А.К. Маркова).
Построены и апробированы
приемы экспертной оценки психологической готовности государственных служащих
к управленческой деятельности, процедуры профессиональной аттестации управленческих
кадров (С.А. Анисимов, Ю.В. Синягин), приемы оценки продуктивности разных
видов управленческой деятельности, оценки рефлексивной компетентности государственных
служащих (И.Н. Семенов).
Практике совершенствования
системы управления адресованы разработанные авторским коллективом инновационные
технологии формирования управленческой деятельности государственных служащих.
Описаны процедуры и психотехнологии формирования (стимулирования, оптимизации,
коррекции, развития) управленческой деятельности государственных служащих.
Апробированы процедуры прогноза индивидуальной служебной перспективы управленческих
кадров с учетом личностного потенциала специалистов. Создана целостная
система оптимизации профессиональной управленческой деятельности государственных
служащих, включающая приемы мониторинга профессионального роста (А.А. Деркач,
Ю.В. Синягин, С.А. Анисимов). Накоплены и описаны программы личностно-профессионального
роста государственных служащих, в процессе которых осуществляется тренинг
инновационного управленческого поведения, культуры принятия управленческих
решений, развитие управленческих способностей и приемов управления своими
психическими состояниями. Намечены психологические стратегии и тактики
работы с персоналом в системе государственной службы (Р.Л. Кричевский,
С.И. Съедин).
Описаны технологии развития
мотивационного, операционального, смыслового, рефлексивного компонентов
профессионализма управленцев, приемы психологической поддержки руководителей.
Построены конкретные методические
приемы диагностики и технологии работы с руководителями по оптимизации
процесса формирования управленческих команд (Ю.В. Синягин).
Предложены технологии
саморегуляции и развития качеств личности руководителя, намечены некоторые
технологии стимулирования деловой и личностной компетентности, самоорганизации,
лидерства, подбора и расстановки кадров (Р.Л. Кричевский).
Определены технологии
развития рефлексивной культуры кадров управления, приемы повышения эффективности
педагогической деятельности в процессе социокультурного проектирования,
приемы рефлексивно-психологического обеспечения личностного роста в группе
(И.Н. Семенов).
Составлена и апробирована
диалоговая модель политического общения в целях развития демократических
основ общества, становления субъект-субъектных отношений в управленческой
среде, технологии восстановления экологического равновесия (С.А. Анисимов).
Разработана типология
личностно-профессиональных проблем государственных служащих (аспирантов
и слушателей). На этой основе разработаны психоконсультационная и психокоррекционная
программы личностно-профессионального роста государственных служащих. Программы
включают индивидуальное психологическое консультирование по результатам
мониторинга (входного и текущего контроля) и психокоррекционные специальные
формы групповой работы: тренинги и видеотренинги, деловые и развивающие
игры, рефлепрактические занятия, проблемные дискуссии, в процессе которых
осуществляется: развитие психологической, мыслительной, рефлексивной культуры;
формирование знаний и умений по самоорганизации и саморазвитию; рост готовности
и способности к инновационной деятельности; овладение основами психотехники
и наиболее эффективными психотехнологиями; развитие культуры принятия решений;
совершенствование способности к корректному общению и управлению коллективом;
усиление и углубление мотивации и техники профессионального самосовершенствования;
активизация скрытых резервов психики; овладение приемами управления своим
состоянием.
Проведено внедрение концепции
и реализующих ее методов психолого-интегративного обеспечения и оптимизации
профессиональной деятельности кадров управления на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях государственной службы. Разработанные рекомендации
направлены на повышение эффективности регионального и муниципального управления,
деятельности руководящих кадров различных социально-психологических систем.
4.2. Предложены новые
технологии организации и совершенствования процесса непрерывного образования.
Построена психологическая
модель подготовки кадров управления, опирающаяся на профессиограмму управленческой
деятельности. Эта модель подготовки предполагает поэтапное и последовательное
формирование в ходе обучения основных видов профессиональной деятельности
и необходимых профессионально важных качеств в сфере управления (А.А. Деркач,
А.К. Маркова, Е.А. Яблокова).
Разработан и апробирован
ряд методических рекомендаций по психологическому сопровождению учебного
процесса в Российской академии государственной службы при Президенте РФ,
а также самообразования кадров управления.
На основе отбора и анализа
содержания, методов и форм профессионального обучения создается целостная
психологически обоснованная дидактическая система подготовки и повышения
квалификации, концепция непрерывного образования кадров управления.
Разработаны оригинальные
технологии диагностики уровня профессионального развития управленческих
кадров в ходе обучения (С.А. Анисимов, Ю.В. Синягин), приемы психологического
собеседования с обучающимися при входном контроле (А.А. Деркач, А.К. Маркова)
и на последующих этапах обучения, выявления динамики качеств профессионального
развития исходного и промежуточного этапов обучения.
Описанные приемы составляют
методический инструментарий изучения профессионального роста кадров управления
на разных этапах непрерывного образования.
Разработана, описана и
апробирована система мониторинга учебного процесса (А.А. Деркач, Ю.В. Синягин).
Так, в целях обеспечения
эффективности непрерывного профессионального образования кадров управления
осуществляется мониторинг личностно-профессионального развития государственных
служащих системы регионального и федерального управления, поступающих на
учебу и проходящих обучение в Российской академии государственной службы
при Президенте РФ.
Мониторинг охватывает
весь период пребывания слушателей в Российской академии государственной
службы и предполагает внесение определенных изменений в систему подготовки
специалистов по сравнению с традиционной. Процесс мониторинга предполагает
определение исходного уровня личностно-профессионального развития слушателя,
построение на основе выявленных особенностей программы личностно-профессионального
развития и психокоррекционной работы, а также выявление ее эффективности
на основе вторичной диагностики личностно-профессионального развития слушателя.
В качестве процедур, обеспечивающих получение необходимой информации, выступают:
контент-анализ личных дел абитуриентов, компьютерное тестирование и индивидуальное
собеседование с психологом.
Важным индикатором субъективной
эффективности учебного процесса выступает методика оценки динамики ожиданий
и профессиональной самооценки слушателей управленческих умений.
Второй этап мониторинга
составляют текущая компьютерная диагностика и коррекционная работа. В соответствии
с реализуемой концепцией коррекционная работа ведется по двум направлениям:
развитие личностно-профессионального потенциала и преодоление психологических
ограничений. В основу организации практической работы по развитию личностно-профессионального
потенциала положена ресурсная модель, включающая технологии наращивания,
восстановления и эффективного использования имеющегося ресурса. Рекомендуемые
индивидуально-ориентированные виды коррекционной и развивающей работы заносятся
в индивидуальную карту личностно-профессионального развития участника мониторингового
исследования.
Выходная (итоговая) диагностика
проводится непосредственно перед выпускными экзаменами и предполагает активное
участие кафедр специализации в подготовке итогового заключения о результатах
переподготовки специалиста, динамике его личностно-профессионального развития,
перспективах личностного и профессионального роста. Одна из основных задач
итоговой компьютерной диагностики – оценки динамики личностно-профессионального
развития специалиста. Не менее важной выступает и оценка субъективной удовлетворенности
слушателя от пребывания в Российской академии государственной службы.
Внедрение системы мониторинга
личностно-профессионального развития позволяет решить широкий круг задач,
главной среди которых является обеспечение реальной индивидуализации учебного
процесса в ходе переподготовки государственных служащих, получение оперативной
информации о качестве учебного процесса. Полученные в ходе мониторингового
исследования данные выступают основой для построения стандартизированных
профилей личности государственной служащего по различным основаниям.
По программе мониторингового
контроля проводится входной контроля (в период приема слушателей и аспирантов);
организуется выборочный текущий контроль; создана и апробирована концептуальная
модель собственного компьютерного диагностического комплекса, подготовлен
сборник психологических портретов слушателей 1996 – 1998 г.г. поступления.
Разработана компьютерная база данных «Акме», включающая блок психодиагностических
методик и информационно-аналитическую часть, предназначенную для сбора
данных о перспективных работниках системы государственной службы федерального
и регионального уровней управления.
В течение пяти лет авторским
коллективом накоплен большой опыт по проведению мониторинга личностно-профессионального
развития государственных служащих системы федеральных и региональных органов
власти и управления, министерств и ведомств, в том числе и системы образования,
что существенно повышает эффективность обучения.
Предложен и апробирован
комплекс обучающих технологий: игромоделирование (развивающие организационно-деятельностные
игры); интеллектуальные игротренинги для формирования общей культуры мышления;
рефлексивно-культурные игротренинги для формирования рефлексивно-культурных
способностей; для кадров управления технологии: игромодельные тренинги
по формированию культуры стратегического мышления; игромоделирование для
формирования базовых способностей к стратегическому управлению.
При обучении кадров государственной
службы разработан и апробирован комплекс инновационных технологий компьютерного
обеспечения учебного процесса. Создана автоматизированная система организации
игр на каждом этапе обучения с использованием современной аудио-, видео-,
медиатехники, а также компьютерных коммуникативных систем. Учебная информация
предъявляется в объемах, превышающих субъективные психологические барьеры
усвоения, что мобилизует неосознаваемые формы психической активности, переферическое
восприятие, непроизвольное запоминание больших массивов учебной информации.
Используются приемы саморегуляции психических состояний преодоления информационной
перегрузки в сочетании с одновременной суггестивной психологической разгрузкой
в игровых формах. Автоматизированная система включает полидисциплинарный
комплекс дисциплин обучения и набор приемов предварительного освоения техник
самостоятельной учебной деятельности, включающих в единой комплекс программы
обучения гармоничного развития личности и воспитания с использованием игр.
Все игровые методики воплощены в реальные сценарии, изложенные в форме
речевых инструкций, записанных на лазерные диски, аудио- или видеокассеты
(В.В. Петрусинский).
5. Внедрение научных результатов
исследования и технологий в практику образования
Разработанные авторским
коллективом концептуальные подходы к совершенствованию управленческой деятельности
получили реальные практические выходы в систему непрерывного образования.
Подготовленные членами авторского коллектива рекомендации внедрены в практику
профессионального обучения в Российской академии государственной службы
при Президенте РФ. Намечена преемственность между отдельными звеньями непрерывного
образования кадров управления – профессиональным обучением, повышением
квалификации, самообразованием. Эти рекомендации апробированы в ходе обучения
и повышения квалификации руководящего состава и кадрового резерва в системе
государственной службы, федерального, регионального и муниципального уровней.
На основе предложенных
дидактических подходов и обучающе-развивающих технологий для кадров управления
построены учебные программы, изданы учебные пособия, применяемые в педагогической
практике кадров управления и государственных служащих в различных регионах
России, в Российской академии государственной службы и ее региональных
филиалах.
Реализующий интегративную
психолого-педагогическую концепцию учебный план включает обще-гуманитарные
и социально-экономические дисциплины, обеспечивающие базовую подготовку,
общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации. Учебные курсы
обеспечены программами, тематическими планами, разработками к соответствующим
формам групповых занятий, необходимой литературой. Авторским коллективом
разработаны и изданы 44 учебных программы для профессионального образования
и самообразования. Учебный план, программы, тематические планы утверждены
межпредметным и межкафедральным координационно-методическим советом Российской
академии государственной службы по учебным дисциплинам государственной
службы и кадровой политики, государства и права. Эти учебные планы и программы
по специальности «Психология» соответствуют требованиям госстандарта.
Основные направления разработки
научно-методических основ профессиональной подготовки государственных служащих:
- Общие основы и дидактические
принципы профессиональной подготовки государственных служащих в рамках
второго высшего образования (А.А. Деркач, Е.А. Яблокова).
- Дидактика и методика
учебного процесса в системе профессиональной переподготовки и повышения
квалификации государственных служащих (С.И. Съедин С.И., О.С. Анисимов).
- Комплексное исследование
форм контроля уровня усвоения учебной информации и повышения эффективности
учебного процесса (Е.А. Яблокова, В.В. Петрусинский).
- Дифференциация и интеграция
психологического образования кадров в системе их профессиональной подготовки
и повышения квалификации (А.А. Деркач, А.К. Маркова).
- Педагогические основы
реализации принципа индивидуализации в процессе обучения и методическое
обеспечение самостоятельной работы слушателей (А.К. Маркова, Е.А. Яблокова).
- Новые методы обучения,
использование современных аудио-, видео-техник в учебном процессе (В.В.
Петрусинский).
- Психолого-педагогические
основы игровых методов подготовки кадров государственной службы (О.С. Анисимов,
Р.Л. Кричевский).
- Мониторинг в системе
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных
служащих (А.А. Деркач, Ю.В. Синягин).
- Сущность, функции и
формы межпредметных связей в целостном процессе обучения слушателей по
специальности «Психология» (А.К. Маркова).
- Дидактические концепции
и современные тенденции развития творческих способностей и рефлексивной
культуры в процессе обучения, аспирантов в научно-исследовательской работе
(И.Н. Семенов).
- Психолого-акмеологические
условия обеспечения успешности решения учебных и научно-практических задач
педагогического коллектива (А.А. Деркач, Е.А. Яблокова).
- Взаимодействие содержательных,
методических, дидактических и организационных основ учебного процесса как
условие его эффективности и результативности (Е.А. Яблокова).
Подготовка специалистов
управленческого профиля, в целом, осуществляется в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
02.04.00 – «Психология» (третий уровень высшего профессионального образования),
утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию от 11.06.96 года.
Имеется лицензия на осуществление
психологического образования от 29.12.95 года № 16-Г-859.
По своему содержанию опубликованные
учебники, учебно-методические разработки, используемые в учебном процессе,
носят авторский характер, и по своей научной значимости ряд из них рекомендованы
к получению грифа УМО и Министерства образования РФ как учебники и учебно-методические
материалы для высшей школы.
Многочисленные последователи
и ученики авторов, работая в сфере образования и управления во многих регионах
России, реализуют в своей практической профессиональной деятельности идеи
и методы современной психолого-педагогической науки, внедряют в практику
результаты исследований авторского коллектива. Специалисты этого профиля
используют свои знания в аппарате представительной и исполнительной власти,
в руководящих органах государственных и общественных структур, осуществляющих
управленческую деятельность в масштабах страны, региона, республики, края,
области, города, района; занимают должности государственного или муниципального
советника, главного, ведущего специалиста, эксперта, консультанта соответствующих
подразделений государственной администрации по работе с персоналом.
Подготовленные по учебным
программам авторского коллектива специалисты показали себя высокими профессионалами,
умеющими практически применять свои знания и управлять вверенными им коллективами.
Подтверждением этому служат отзывы потребителей о высоком качестве подготовки
специалистов-психологов, в частности, от руководителя аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, подписанный В.А. Никитовым,
от первого заместителя директора ФСБ А. Сафонова, от Е. Лаховой – председателя
Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ и др.
Авторский коллектив является
инициатором и создателем новых научных специальностей «психология развития,
акмеология» и «политическая психология». ВАК России эту поддержал инициативу,
а экспертный совет по психолого-педагогическим наукам одобрил паспорта
названных специальностей. Указанные специальности прошли лицензирование
в Министерстве общего и профессионального образования (приказ № 543 от
02 марта 1999 года).
Разработан комплекс методических
материалов по оценке личностного и управленческого потенциала руководителей
и специалистов. Итогом этой работы стало создание самостоятельного структурного
подразделения «Экспертно-консультационный центр оценки и аттестации государственных
служащих», основной задачей которого является разработка и внедрение систем
аттестации на основе личностно-профессиональной диагностики. Разработан
конкретный алгоритм и технология ее организации и проведения. Система оценки
и аттестации руководящих кадров прошла апробацию в различных структурах
управления. Общее число прошедших диагностику и личностно-профессиональную
оценку превысило пять тысяч человек.
Научно-педагогический
комплекс нашел применение в работе с высшим управленческим персоналом Администрации
Президента РФ, Совета Федерации, Министерства труда и социального развития
Российской Федерации, а также ряда образовательных структур регионов России
(Москва, Ульяновск, Кострома, Владимир, Пенза, Калуга и др.). Он также
может быть полезен для оценки профессионального потенциала и профессиональной
аттестации служащих в системе народного образования.
В рамках научной концепции,
разрабатываемой авторским коллективом, защищено 160 кандидатских и 31 докторская
диссертации.
Авторский вклад каждого из членов авторского коллектива в коллективный труд «Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования»
Деркач А. А. - комплексная
разработка проблемы «Психологические основы эффективности профессиональной
деятельности кадров управления и их непрерывного образования» (руководитель
авторского коллектива), 10%;
Анисимов О.С. - игротехническая
разработка психологических моделей и методов моделирования управленческой
деятельности, 10%;
Анисимов С.А. - разработка
методик диагностики профессиональной деятельности кадров управления, 10%;
Кричевский Р.Л. - разработка
современных подходов к экспериментальной психологии в области менеджмента,
10%;
Маркова А.К. - разработка
теоретических и практических моделей построения профессиограмм и концепции
развития профессионализма кадров управления, 10%;
Петрусинский В.В. - разработка
автоматизированных систем и инновационных прикладных технологий интенсивного
игрового обучения кадров управления, 10%;
Семенов И.Н. - разработка
моделей рефлексивной организации творческого мышления кадров управления
и развитие их профессионально-рефлексивной культуры, 10%;
Синягин Ю.В. - разработка
концептуальных моделей и инновационных технологий формирования управленческой
команды и мониторинга процесса профессионального обучения кадров управления,
10%;
Съедин С.И. - разработка
методик менеджмента с учетом психологических особенностей конфликтного
взаимодействия кадров управления и их поведения в ситуациях риска, 10%;
Яблокова Е.А. - разработка
дидактических основ и принципов подготовки кадров управления, формирования
культуры общения в процессе их непрерывного профессионального образования,
10%.
Заведующий кафедрой акмеологии
и психологии профессиональной
деятельности,
доктор психологических
наук, профессор
А.А. Деркач