Специальности:
Аспирантура является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования и предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Форма обучения: -
очная (3 года)
- заочная (4 года)
Квалификационная характеристика
выпускника
После успешной защиты диссертации присваивается ученая степень кандидата психологических (педагогических) наук.
Программа подготовки
Программа по психологии развития и акмеологии (психологические науки) предполагает предварительное или параллельное изучение курсов по гуманитарным и социальным дисциплинам (философии, социологии, общей и социальной психологии и др.). Цель программы - помочь аспирантам обобщить и систематизировать накопленные современной психологией и смежными науками знания о развитии и профессионализме человека, сориентироваться в различных подходах и методах психолого-акмеологического обеспечения диагностики, коррекции, активизации и консультирования тех аспектов развития, учет которых важен для оптимизации жизнедеятельности человека и, в особенности, его профессионально значимых качеств. В связи с этим в отличие от традиционного курса возрастной психологии в нашей программе помимо анализа общих закономерностей, культурных и природных предпосылок психического и профессионального развития человека акцент ставится на изучение процессов его социализации, персонализации, профессионализации и креативизации, а также практического освоения соответствующих психолого-акмеологических психотехнологий, важных для оптимизации труда и управленческой деятельности государственных служащих. Этим обусловлено рассмотрение следующих основных аспектов курса:
Программа по курсу "Психология развития, акмеология. Педагогические науки" предназначена для аспирантов, специализирующихся по педагогике развития в рамках специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология.
Целью курса является рассмотрение специфики педагогики развития во взаимосвязи с другими педагогическими дисциплинами и со смежными науками о человеке и обществе (в особенности, с психологией развития и акмеологией), анализ ее истории, предмета, методов, структуры и роли в научно-педагогическом обеспечении развития человека в образовательных системах, а такая характеристика педагогики развития государственных служащих в профессиональном образовании с применением инновационных рефлексивно-игровых акмеолого-педагогических технологий.
Обязательным для всех аспирантов является курс "Методология и методы психолого-педагогического исследования". Он имеет своей главной целью вооружить слушателей глубокими и разносторонними знаниями в области методологии, теории, методов и ряда наиболее часто используемых методик, а также навыками и умениями их эффективного использования в процессе психологического и педагогического исследования. Данный учебный курс занимает одно из ключевых мест в подготовке специалистов, чья деятельность связана с психологией и педагогикой. В его основу положены современные общенаучные представления об эксперименте, как одном из основных методов познания многих наук, учтены последние достижения в области теории и практики как психологического, так и педагогического исследования. Успешность изучения данного курса базируется на знаниях общей психологии, социальной психологии, психофизиологии, акмеологии, андрагогики и других отраслей психологической и педагогической науки, с которыми они фактически ознакомились ранее.
Изучение курса призвано обеспечить высокую методологическую теоретическую и методическую подготовку аспирантов. Организация и методика проведения занятий должна предоставить возможность формирования практических навыков и умений по разработке программы теоретического аппарата исследования и применению конкретных методов и методик экспериментального исследования. Первичные навыки использования математических методов и ЭВМ в экспериментальном психологическом и педагогическом исследовании формируются в ходе лабораторных и практических занятий, проводимых на кафедре на базе компьютерных классов Академии и кабинета психодиагностики.
Завершающий раздел курса, посвященный организации и проведению конкретного психолого-педагогического исследования предполагает проведение аспирантами - индивидуально или в составе творческой группы - самостоятельного эмпирического исследования конкретных психологических и педагогических проблем в деятельности кадров государственной службы. Аспиранты завершают это исследование обработкой и интерпретацией полученных данных.
Условия приема.
В аспирантуру на основе конкурсного отбора по направлению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются способные к научно-аналитической деятельности государственные служащие, а также по направлению ученых советов – научно-педагогические работники подведомственных Академии учебных заведений, имеющие высшее образование.
В порядке исключения в аспирантуру могут приниматься особо одаренные выпускники высших учебных заведений, не имеющие практического стажа работы в системе государственной службы. При этом они должны представить рекомендацию ученого совета высшего учебного заведения и направление соответствующего государственного органа.
Лица, рекомендованные в аспирантуру РАГС представляют в Приемную комиссию Академии следующие документы:
При наличии у поступающего удостоверений о сдаче экзаменов кандидатского минимума по философии и иностранному языку (форма 2.2, подлинник) вступительный экзамен сдается только по специальной дисциплине. Подлинники удостоверений о сдаче экзаменов кандидатского минимума представляются в Приемную комиссию вместе со всеми документами.
Поступающие приглашаются в академию для собеседования с предполагаемым научным руководителем, мнение которого учитывается Приемной комиссией при вынесении решения о допуске претендента к вступительным экзаменам.
Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому пренеденту, обеспечивая зачисление в аспирантуру академии на конкурсной основе наиболее подготовленных к научно-педагогической деятельности лиц.
Начало занятий в очной испирантуре – 2 сентября
2002 года, в заочной – 18 ноября 2002 года.
ДОКТОРАНТУРА
Докторантура является одной из форм подготовки
научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуру
принимаются граждане Российской Федерации - кандидаты наук, имеющие научные
достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне
проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования
в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.
Условия приема.
В докторантуру для завершения научных исследований и подготовки докторских диссертаций принимаются руководящие работники федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-педагогические работники Академии, подведомственных ей учебных заведений, имеющие ученую степень кандидата наук и необходимые научные публикации по теме исследования. Срок пребывания в докторантуре – один год (с возможным дальнейшем продлением по ходатайству направляющей стороны с учетом степени готовности исследования)
Поступающие в докторантуру представляют следующие документы:
На кафедре предусмотрена также система соискательства кандидатских и докторских степеней по указанным выше специальностям. Условия зачисления на учебу в форме соискательства решаются в каждом конкретном случае отдельно.
Для прикрепления соискатель подает следующие документы:
Прием в докторантуру и прикрепление соискателей
производится приказом президента-ректора в течение всего учебного года.
Иногородним лицам, зачисленным на обучение на договорной (платной) основе, предоставление мест в общежитии академией не гарантируется. Принятые на учебу жители Москвы и Московской области общежитием не обеспечиваются.
Порядок рассмотрения аппеляций определяется положением
об аппеляции, утвержденным приказом президента-ректора академии, содержание
которого доводится до абитуриентов до начала вступительных экзаменов.
Адрес академии: 119606, г.Москва, проспект Вернадского, 84
ВОПРОСЫ
к вступительному экзамену в аспирантуру
на 2002 - 2003 учебный год
1. Предмет психологии и его трактовки в истории
психологии.
2. Психология и смежные с ней науки.
3. Виды практики, обслуживаемые психологией.
4. Психика: основные определения.
5. Основные структурные составляющие психики.
6. Методы исследования в психологии.
7. Личность как субъект деятельности.
8. Личностная регуляция познавательной деятельности.
9. Движущие силы развития личности.
10. Процесс социализации и профессионализации
личности.
11. Личность: основные определения и структурное
строение.
12. Мотивационная система личности и мотивы трудовой
деятельности.
13. Мотивация управленческой деятельности.
14. Основные характеристики Я-концепции личности.
15. Сущность ролевого поведения личности.
16. Взаимосвязь между “Я” - личности и личностными
ролями.
17. Волевая регуляция поведения личности.
18. Критерии оценки личности в профессиональной
деятельности.
19. Самооценка и самопознание личности.
20. Жизненный потенциал личности и его деятельностное
выражение.
21. Рефлексивная самоорганизация как условие
саморазвития человека.
22. Личность и ее структура в системе социальных
отношений.
23. Развитие личности: онтогенез и жизненный
путь.
24. Периодизация развития личности.
25. Психологические методы диагностики и коррекции
поведения.
26. Психические процессы, свойства и состояния.
27. Активность познавательного отражения действительности.
28. Профессиональное самосовершенствование и
творчество.
29. Социальная психология в системе наук об обществе
и человеке.
30. Психология больших социальных групп и общностей.
31. Психология малой группы.
32. Общение как социально-психологическое явление.
33. Деловое общение. Этика служебных отношений.
34. Стихийные формы поведения. Психология толпы.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.
- М., 1991.
2. Ананьев Б.Г. Человек как
предмет познания. - Л., 1968.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,
1996.
4. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений.
- М., 1993.
5. Бернс Р. Я – концепция и воспитание. – М.,
1986.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.,
1994.
7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.
– М., 1994.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации
человека. – М., 1990.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.,
1976.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
//Курс лекций. -М., 1988.
11. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.
1, 2. - М., 1992.
12. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.
- М., 1994.
13. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология
малой группы. – М., 1991.
14. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.,
1997.
15. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997.
16. Москвичи С. Век толп. Исторический трактат
по психологии масс. – М., 1996.
17. Немов Р.С. Психология. - М., 1994.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.
- М., 1994.
19. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю.
Психология творчества: общая дифференциальная прикладная.
20. Психология и этика делового общения: Учебник.
– М., 1997.
21. Психология индивидуальных различий: тексты
/Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер. - М., 1982.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
- М., 1989.
23. Семенов И.Н. и др. Рефлексивная психология
и педагогика творческого мышления. –Запорожье, 1992.
24. Стрелау Я. Роль темперамента в психическом
развитии. - М., 1982.
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Избранные
труды. - М., 1985.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М.,
1997.
27. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного
обаяния. – М., 1994.
28. Юнг К.Г. Психологические типы. 1993.