Тематический план
 

изучения курса: Современные технологии интенсификации процесса обучения
 
 
 
N п/п Тема занятия Форма занятий Колич.

часов

Ф.И.О., ученая

степень и звание

1 Интенсификация обучения на основе современных акмеологических и информационных технологий лекция 2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.

2 Этапы обучения, виды учебной деятельности в учебном процессе  лекция 2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.

3 Модель учебного курса  практич.

занятие в

игровых формах

2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.

4 Приемы ускоренного

изучения учебных

материалов 

практич.

занятие в

игровых формах

2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.

5 Ролевые игры в учебном процессе практич.

занятие в

игровых формах

2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.

6 Игровой сеанс изучения раздела дисциплины описательного характера практич.

занятие в

игровых формах

2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.,

Грибова Л.Д.

7 Заключительное занятия и зачет зачет 2 доктор пед. наук

Петрусинский В.В.


 
 

Пояснительная записка

Основной задачей дисциплины является формирование у преподавателей умений строить учебный процесс на основе современных акмеологических и информационных технологий. Такой учебной деятельностью является поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации от уровня "готовности" через уровни "узнавания" и "воспроизведения" к применению" и "творчеству". Это реализуется в следующих видах учебной деятельности: подготовка к обучению, ускоренное чтение, конспектирование, ролевые игры и творческие соревнования. Слушатели должны получить знания о целях и содержании обучения, о подготовке занятий различных видов (лекции, семинары, практикумы, занятия в игровых формах, занятия с использованием современных технических средств - компьютерной техники и Интернета). На основе этих знаний слушатели могут упражняться в проведении основных форм занятий по учебному курсу. Соответственно программа курса включает в себя все виды указанных занятий в игровых формах и использованием современных информационных технологий.

Введение

Специфика задач высшей школы в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции интенсификации процесса обучения. Роль и место современных акмеологических и информационных технологий на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания в педагогической и педагогической науке. Общая характеристика учебного предмета и целей курса. Проектирование и совершенствование процесса интенсивного обучения и научные основы профессиональной деятельности педагога на основе использования современных технологий обучения.

Характеристика особенностей учебного предмета

Цели и задачи учебного курса (умения решать практические задачи в системе учебно-методических и воспитательных приемов педагогической деятельности): а) диагностика готовности к обучению по уровню осознанности и освоенности учебных действий, уровню развития познавательной деятельности б) анализ направления  совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения изучаемому предмету в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик г) анализ направлений в совершенствовании воспитательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления. Анализ учебных взаимодействий и межличностных отношений. Цели обучения в области развития личности слушателя: а) развитие научного мировоззрения в ценностных ориентациях педагога б) развитие самосознания и самоорганизации личности слушателей в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти,
педагогического такта, развитие коммуникативных способностей. Отношение между предметом науки психологии, педагогики, методики, современными информационными технорлогиями  и учебным предметом. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности. Пути решения этой задачи: использование основных видов учебной деятельности, современных информационных и акмеологических технологий, (в том числе пассивных и активных), творческая переработка содержательной части дисциплины для адекватной работы с содержание в различных видах учебной деятельности. Методика подготовки содержательной части курса для этапов "подготовки к обучению" (психическая саморегуляция состояния), "узнавания" (ускоренного чтения), "воспроизведения" (составления опорных конспектов), "применения" (ролевых игр) и "творчества" (творческих соревнований и "генерации идей").

Характеристика процесса интенсивного обучения в игровых формах.

Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбор следовательности этапов обучения. Планирование и организация занятий по целому курсу. Распределение учебного времени для отдельных этапов обучения: лекций, семинаров, практических занятий с использованием
ускоренного чтения, рациональной работы с учебными текстами, ролевых игр, творческих соревнований и генерации идей. Особенности каждого этапа обучения. Подготовка и проведение лекционных занятий по учебному курсу. Реализация системы в лекционных курсах: лекция- монолог, монолог с использование аудиовизаульных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия, формирование лекционного массива, работа над конспектом. Реализация дидактических требования к каждому разделу содержания лекции. Организация семинара в учебном курсе. Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Релизация системы методов и средств для решения задач усвоения учебных материалов. Методика предварительной психической настройки на интенсивное обучение, включающее психическую саморегуляцию состояния и психическую самонастройку, информационную стимуляцию и преодоление психологических информационных барьеров. Методика организации занятий с использованием динамического (ускоренного) чтения. Приемы скорочтения и ускоренного усвоения учебных текстов, практические упражнения по приобретению навыков скоренного чтения и тестов по определению качества усвоения. Практическая организация занятий с  пользованием рациональной работы с текстами. Методика составления опорных конспектов на различных уровнях анализа и синтеза. Практические приемы создания опорных конспектов по учебному курсу психологии. Методика оценки адекватности составления опорных конспектов на разных уровнях обобщения. Методика проведения конкурса на лучший конспект по заданному критерию. Методика игровой учебной деятельности по обсуждению опорных конспектов. Ролевые игры по обсуждению опорных конспектов. Возможные роли "ученика" и "учителя" в ситуации обсуждения опорного конспекта. Взаимный контроль при рациональной работе с учебными текстами при использовании опорных конспектов. Этап творческой учебной деятельности (соревнования творческих коллективов ("генерация идей", мозговой штурм, технология подготовки дидактических материалов для проведения творческих занятий). Возможности использования современныхкомпьютерных и акмеологических технологий при аудиторных и дистанционных занятиях.

Подготовка к организации учебного процесса.

Использование многообразия учебных задач, коррекции, взаимного контроля, форм поощрения учащихся, организация системы форм сотрудничества: преподаватель - учащийся и учащихся друг с другом в процессе решение учебных задач. Выбор форм сотрудничества адекватно уровню усвоения, сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы, управление межличностыми отношениями, организация невербальных выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомимы, выразительность). Для практической организации учебного процесса требуется подготовка программ мультимедийного сопровождения курса,  мультимедийный компьютер с медиапроектором, выход в Интернет,  обеспечение режима чата и видеоеконференций .

Тема 1

Интенсификация обучения на основе современных акмеологических и информационных технологий

(лекция)

Место методической науки в системе наук. Специфика научно-прикладного знания. Структура и функции психики. Психофизиологическая проблема усвоения учебной информации. Возможности процесса обучения с использованием наиболее прогрессивных учебных технологий. Экскурс в современные технологии интенсивного обучения. Возможности практического освоения методик интенсивного обучения в игровых формах. Акмеологические технологии (аутогенная тренировка, активизация резервных возможностей личности, активизация творческой деятельности, использование неосознаваемой психической активности и функциональной музыки). Информационные технологии (мультимедиа, интернет, телеконференции, видеоконференции, дистанционное обучение, автоматизированные тесты, использование мобильной коммуникационной техники, современная оргтехника).
 

Тама 2

Этапы обучения, виды учебной деятельности в процессе обучения.

(лекция)

Виды учебной деятельности в учебном процессе. Рассмотрение технологии интенсивного обучения с использованием этапов: подготовка к обучению, психологическая настройка и преодоление информационных барьеров, ускоренное (динамическое) чтение, рациональная работа с текстами (опорное конспектирование), работа с опорными конспектами в ролевых учебных играх, творчество в форме соревнования творческих коллективов и "генерации идей". Система подготовки дидактических материалов для каждого вида учебной деятельности. Особенности подготовки электронных дидактическихматериалов для дистанционного обучения. Система взаимного контроля при каждом виде учебной деятельности. Возможности программирования учебной деятельности и использования автоматизированных систем интенсивного обучения. Примеры формирования дидактических материалов для процесса интенсивного  обучения.
 

Модель учебного курса при обучении дисциплин описательного характера (на примере раздела курса психологии).

(практическое занятие в игровых формах)

1. Демонстрация учебного интенсивного курса на примере изучения раздела учебника психологии.

2. Изучение инструкций по организации основных видов учебной деятельности: психической самонастройки, информационной стимуляции, освоения приемов ускоренного чтения, освоения приемов составления опорного конспекта на разных уровнях обобщения, распределение ролей и освоение видов деятельности "учителя" и "ученика" в учебных этюдах, распределение ролей и заданий-инструкций по организации соревнования творческих коллективов, задания ситуации "генерации идей", мозгового штурма и коллективного творчества.

3. Освоение системы взаимного контроля усвоения учебных материалов в процессе прохождения основных видов учебной деятельности.

Занятие проводится с использованием технических средств (диапроектора, магнитофона, видеомагнитофона, кодоскопа, лазерного проигрывателя, мультимедийного компьютера с медиапроектором, выхода в Интернет в режимах электронной почты, чата и видеоконференции).
 
 

Приемы интенсификации при в учебном процессе  (практическое занятие в игровых формах)

1. Настройка на интенсивную учебную деятельность: психическая саморегуляция состояния, информационная стимуляция (преодоление информационных психологических барьеров), загрузка подсознания большими массивами учебной информации.

2. Приемы ускоренного чтения учебных текстов: фиксация взгляда, смысловое прогнозирование, расширение поля зрения: отказ от мысленного проговаривания.

3. Составление опорных конспектов. Конспектирование на уровне ключевых слов, смысла. Конспектирование на уровне расшифровок плана. Конспектирование на уровне тезисов. Конспектирование на уровне составления замечаний и личного отношения к учебным материалам.

4. Распределение ролей деятельности "ученика" и "учителя" в учебных этюдах. Система взаимной оценки составленного конспекта.

5. Взаимная оценка в ролевой игре по изучению учебного материала на основе пересказа опорного конспекта.

6. Освоение приемов творческой деятельности в режиме соревнования творческих коллективов, "генерации идей" и мозгового штурма.

7. Система оценки эффективности творческой деятельности на этапе творчества.
 
 

Ролевые игры в учебном курсе.

(практическое занятие в игровых формах)

1. Ролевые игры, стимулирующие деятельность "учителя": направляющие на сопоставление исходного текста с ответом, актуализирующие знания, направляющие на выявление и усубление ошибки, обостряющие противоречие, побуждающие к выводу, побуждающие к анализу и обобщению, настраивающие на доказательство, задающие алгоритм решения, корректирующие неточности, оценивающие степень новизны и творчества или содержащие алгоритм ответа и т.д.

2. Ролевые игры в роли "ученика", выделяющие главные связи, определяющие новизну, уточняющие неясность, формулирующие выводы, дающие объяснения и доказательства, выявляющие гипотезу и подтверждающие и опровергающие ее, содержащие рацпредложения или идею, ставящие критерии, формулирующие задачу и и т.д.

3. Игры-соревнования творческих коллективов, создающие условия для задания занимательных вопросов и взаимных оригинальных ответов команд при условии текущего контроля жюри.
 
 

Игровой сеанс изучения изучения текстовой информации

(практическое занятие в игровых формах)

Игровой сеанс изучения текстовой информации включает основные этапы интенсивной учебной деятельности (подготовка, скорочтение, конспектирование, ролевые этюды, соревнования команд, творчество с песенно-музыкальным сопровождением на основе использования современных акмеологических и информационных технологий. Сценарий игрового сеанса предусматривает участие всех слушателей во всех видах учебной деятельности с использованием компьютерной техники и акмеологических технологий управления познавательными процессами.
 
 

Заключительное занятие и зачет

На заключительном занятии каждый из слушателей организует практическое занятие в игровых формах обучения на примере любого учебного текста по разделу описательной дисциплины (например, раздела психологии), остальные учащиеся участвуют в занятии в качестве слушателей. По отзывам слушателей (тестового опроса) на каждого из ведущих составляется количественная оценка его готовности к ведению занятий и соответственно ставится зачет с дифференцированной оценкой.

Требования и необходимые критерии для получения зачета:

Знания: Теоретические основы интенсивного изучения учебного предмета описательного характера в игровых формах.

Умения: Организация всех видов учебной деятельности (задания инструкций) при интенсивном игровом изучения учебного раздела.

Навыки: Владение мастерством проведения занятий в игровых формах на всех этапах обучения выбранного учебного раздела (творческая корректировка процесса).
 
 
 
 

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию –Екатеринбург
1995 г.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -Москва 1976 г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию -Москва 1988 г.

4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии том 1. Москва 1989 г.

5. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -М.: Высшая школа, 1987.

6. Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского - М.: Прометей, 1991.

7. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. -Новгород.: 1989.

8. Игры - обучение, тренинг, досуг ... / Под ред. В.В.Петрусинского//Кн. 1-4.-Москва.: Новая школа, 1994. 368 с.

9. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В.Петрусинского// Книга 5. Педагогические игры -М.: ГЦ ЭНРОФ, 1994.

10. Диноил С. Курс развития скрытых душевных сил человека. Физическое и нравственное возрождение. -Киев.: REFL-book. 1993.

11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или Пpактическая психология на каждый день / -М.: Новая школа, 1994.

12. Игры - обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В.В.Петрусинского// Книга 6. На пути к совершенству///Книга 7. Искусство экспромта. ГЦ ЭНРОФ. -М.: 1995.

13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж.: 1977.
 
 

Дистанционое программированное занятие
с "мягкими" тестами
 

Дистанционое программированное занятие
с "жесткими" тестами
 

Мультимедийная видеолекция
 

Мнемический тест
 

Тест оценки состояния
 

Тест  по учебному курсу
 

Памятка разработчику дистанционного курса
 
 
 

Используются технологии uCoz